Ким Хоанг: «Самое сложное в путешествии – решиться тронуться в путь!»
В Шымкенте побывал Ким Хоанг — автор книги «Магадан», получившей литературную премию Пьера Лоти-2018 как лучшее произведение года о путешествии. В эксклюзивном интервью «Курсиву» — первому на территории бывшего Советского Союза – он рассказал о том, почему поехал в Магадан, с чем столкнулся и с кем встретился в пути, почему решил написать книгу и поделился своим пониманием жизненных ценностей
— Ким, расскажите, почему Вы выбрали Магадан как конечную точку путешествия?
— Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно прочитать саму книгу. Но если сказать в двух словах, то я хотел уехать очень далеко, как можно дальше от Франции. Открыл карту, посмотрел на восток и там оказался Магадан.
— Был ли у Вас до этого опыт путешественника?
— Да, я немало путешествовал до этого по работе и ради удовольствия. Вообще у меня была возможность делать это с детства. Мои родители вселили в меня вкус к странствиям и страсть знакомиться и узнавать другие культуры. Я путешествовал в рамках моих исследований в Северной Америке и Европе. Работал во Вьетнаме, в нескольких африканских странах и в Центральной Азии. Из любви к походам и альпинизму пересек за полгода всю Южную Америку из Патагонии в Венесуэлу, побывал в Новой Зеландии и в шотландском нагорье.
Подготовка к последнему путешествию длилась почти два года. Я делал визы, страховки, разрешения на ввоз мотоцикла и т.д. И практически каждый вечер учил русский язык, чтобы общаться с людьми в России и Центральной Азии.
— Через какие страны Вы добрались до края Сибири?
— За шесть месяцев я пересек на мотоцикле всю Европу, затем ехал по территории Турции, Ирана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Монголии и России.
— С какими проблемами Вы столкнулись в пути? Каковы были главные трудности – технические, бытовые, административные, психологические или еще какие-то?
— Было много всякого. Я был ограблен в Иране, в Узбекистане пограничники направили на меня оружие, когда я немного потерялся недалеко от границы, на БАМе у меня сломался амортизатор на мотоцикле. Многие ситуации на тот момент совсем не казались смешными, но спустя определенное время они видятся забавными.
К примеру, когда я выезжал из Ирана в Туркменистан, меня остановили иранские военные, и я начал беспокоиться. Но на самом деле, это был репортаж об Иране, и журналист, который там находился, хотел взять у меня интервью для иранских новостей.
На БАМе между Северобайкальском и Тындой есть знаменитый опасный мост Витим. Его длина 500 м, он очень узкий и в чрезмерно плохом состоянии — без бортов и перил по краям и яростной рекой внизу. Было очень страшно. В течение нескольких часов я ремонтировал мост, заменяя старые лаги. Никогда в жизни не подумал бы до этого, что однажды буду ремонтировать старый мост где-то в дальневосточной России. БАМ, пожалуй, вообще оказался самым сложным участком пути: помимо плохого состояния, а иногда и отсутствия мостов, там были также разбитые и очень опасные дороги.
Конечно, путешествуя на мотоцикле, я часто сталкивался с техническими проблемами, но все они решаемые. Не думаю, что можно выделить какие-то более или менее значимые трудности. Они бывают в пути, и это часть путешествия. А самое сложное, на мой взгляд, это решиться уехать, тронуться в путь.
— Почему Вы решили путешествовать на мотоцикле?
— Прежде всего, он дает возможность встречать людей. К мотоциклистам во многих странах особое отношение, люди всегда хотят им помочь. Кроме того, когда на улице пекло, тебе жарко на мотоцикле, когда холодно – ты мерзнешь, когда идет дождь — ты мокнешь. То есть он позволяет более интенсивно проживать все моменты, ощущать сполна жизнь. Это своего рода эксперимент, сложный, но интересный.
— В чем видите плюсы путешествия в одиночку?
— По моему мнению, лучше путешествовать одному. Если едешь с кем-то еще, то не будешь так внимателен к окружающему, к людям, которых встречаешь в пути. Путешествуя с кем-то вместе, ты остаешься в своем кругу. А будучи одному, захочется и придется общаться с другими людьми, местными жителями. Путешествуя один, всегда встречаешь и познаешь больше.
— Какая страна впечатлила Вас больше всего и почему?
— Иран. Я переживал сильные эмоции в каждой стране, которую пересекал. Но Иран занял особое место на моем пути. Конечно, он пленяет своей богатой древней историей и величественной архитектурой. Но в первую очередь для меня делают интересной поездку люди, которых мы встречаем. Иногда это просто вопрос случайности. В Иране мало туристов. При этом у них отличное чувство гостеприимства, что также имеет место в Центральной Азии. У меня была возможность остаться на один месяц в Иране, и я встретил очень много теплых и умеющих делиться и отдавать людей.
На меня всегда оказывает очень сильное чувство, когда кто-то открывает дверь своего дома совершенно незнакомому человеку, как это часто бывало в Иране. Конечно, Иран был не единственной страной, где мне оказали прекрасное обращение. Например, байкеры и просто обычные люди в Казахстане, Узбекистане и России были очень теплыми и помогали мне на всем моем пути. Без них, вероятно, я не пошел бы так далеко.
— Можете определить в нескольких словах Казахстан?
— Степь, величие, гостеприимство, доброжелательность. Запомнились плохие дороги и степи, которые казались бесконечными. К сожалению, я не успел хорошо познакомиться с Казахстаном, так как в основном просто пересекал вашу страну. Но прекрасно помню большое удовольствие, которое получил в Алматы от встречи с клубом байкеров. Они были очень дружелюбны, выводили меня и прогуливали по достопримечательностям, ремонтировали мой байк. Это был какой-то особенный дух братства, который уже не встретишь во Франции и Швейцарии, где я живу и работаю последние 20 лет.
— Вы задумывали написать книгу перед тем как выйти в путь или эта идея родилась позже?
— Я не выезжал с идей написать книгу и не думал об этом. Начал делать заметки в пути для себя, чтобы оставить воспоминания о моем путешествии, и не помышлял об их публикации. Я писал не так много, поскольку поездка была очень интенсивной, и обычно, после целого дня на мотоцикле, я сильно уставал, чтобы писать. Нужно было подготовиться к следующему дню: маршрут, программа GPS, обслуживание и ремонт мотоцикла. Уже потом, после окончания поездки, я подумал: почему бы мне не написать книгу о моем путешествии, поделиться с другими своими впечатлениями, идеями, мыслями, опытом?! Так появился на свет «Магадан».
— То есть по форме это — дневник путешествия?
— Да, книга — дневник путешествия, но не только. Первые 40 страниц в ней занимает рассказ о том, как готовилось путешествие. Оригинальность также состоит в том, что это не просто рассказ о каждом дне. Это также мои размышления о путешествии, жизненных ценностях, о том, что мешает нам стать тем, кем должны быть.
— Произошли ли какие-то перемены в Ваших взглядах, представлениях, в себе после проделанного пути? Что дала Вам эта поездка?
— Думаю, что самое большее, что мне дало путешествие, это смелость в него отправиться. У каждого из всех нас есть мечты. Но всегда находятся разные причины, мешающие их осуществлению. Это может быть семья, друзья, работа и еще много другого. Считаю, что самое ценное, и об этом я говорю в книге, это не отказываться от своих мечтаний и исполнять задуманное. Потому что если вы отказываетесь от чего-то для себя, это становится привычкой.
— Так как мы пока не можем прочитать книгу, можете сказать, в чем ее главная идея?
— То, что жизнь надо прожить как приключение. Было много людей, которые говорили мне, что это очень рискованно – ехать на мотоцикле через разные страны. Да, признаю, это был большой риск. Но гораздо хуже ничего не делать и пустить свою жизнь на самотек.
— Это ваша первая книга или были предыдущие? Насколько вообще трудно опубликоваться во Франции?
— Это мое первое опубликованное произведение. До этого я написал другие, но не пытался их издать, так как не был достаточно доволен результатом. Напечататься во Франции, конечно, очень тяжело: издается примерно одна книга из 10 тысяч написанных. Причем, если первая книга выходит и продается тиражом в одну тысячу экземпляров, это считается большим успехом.
— А каким тиражом вышел «Магадан»?
-Книга была впервые опубликована в конце 2017 года тиражом 1500 экземпляров. В конце весны 2018 года вышел уже второй тираж примерно такого же объема.
— Ваша книга получила премию Пьера Лоти как лучший рассказ о путешествии. Кто номинировал «Магадан» на эту премию и сколько еще было претендентов?
— Члены комитета премии Пьера Лоти увидели опубликованную книгу и попросили моего издателя представить ее на конкурс. Всего на получение звания лауреата премии Пьера Лоти за 2018 год претендовало больше 30 книг о путешествиях.
— Предусматривает ли премия Пьера Лоти какой–то призовой фонд?
— Моим призом стала слава! (смеется). Это не Гонкуровская премия, в материальном плане я ничего не выиграл. А что я выиграл? Меня пригласили на одну неделю в прекрасное место, где я выступал с лекциями.
— Книга существует пока только на французском или есть переводы на другие языки? Очевидно, что она представляла бы большой интерес в России, постсоветских и посещенных Вами странах.
— Книга «Магадан» еще не переведена на другие языки, так как она была только недавно опубликована. Однако мой издатель работает над проектами по ее переводу на английский язык и фарси. Он ищет партнеров по изданию за рубежом. Мне также было бы очень приятно увидеть книгу, переведенную на русский и другие языки. Например, на казахский язык, а почему бы нет!? Но отмечу, что на русский язык переводится мало книг, обычно – только очень известных авторов.
— Вы не хотели бы сменить профессию (инженера – kursiv.kz) и стать писателем?
— Было бы хорошо, но это не самый лучший план, чтобы нормально жить. Зарабатывать на жизнь написанием романов можно только если вы исключительно известный писатель и ваши произведения издаются миллионами экземпляров.
— А кем Вы себя больше ощущаете по духу – писателем, путешественником, исследователем, инженером?
— Для меня важно не ограничиваться какой-то одной ролью и естественно заниматься разными сферами, пробовать себя в различных областях. Это дает возможность полноценно ощущать себя, иначе, когда я замыкаюсь в чем-то одном, я чувствую себя плохо. Поэтому делаю разнородные вещи вместе или одно за другим. Мне нравится раскрывать все время что-то новое, прикасаться к неоднородным областям. Жизнь, по-моему, это многообразие.
— Путешествие на Магадан стало реализованной мечтой. Есть ли у Вас еще подобные планы?
— Планов еще много. Например, в будущем планирую пересечь на мотоцикле Чукотку. Думаю, что каждый осуществленный проект всегда ведет к следующему. Когда любишь жизнь, окружающий мир, всегда есть что-то дальше впереди. Это не обязательно должно быть сложнее, но уже будет что-то другое. Что касается меня, я не собираюсь прекращать мечтать и реализовывать свои мечты.