Новости

Казахстанские предприниматели уверены, что могут шить одежду не хуже европейских коллег

Предусмотренное со следующего года внедрение индустриального сертификата может поддержать отечественных производителей

Отечественная легкая промышленность не выдерживает конкуренции из-за контрафактной продукции, которую массово завозят зарубежные конкуренты. Поэтому предусмотренное со следующего года внедрение индустриального сертификата может поддержать отечественных производителей, считают карагандинские предприниматели.

Индустриальный сертификат

Вопрос внедрения индустриального сертификата сегодня находится на повестке дня у предпринимателей, занимающихся легкой промышленностью. 

Документ для них очень важен, в первую очередь потому, что государство сможет поддержать проекты предпринимателей. Кроме того, индустриальный сертификат будет ориентирован на казахстанские предприятия. А учитывая почти беспомощное состояние легкой промышленности, индустриальный сертификат станет для многих ее представителей настоящим спасением от банкротства.

«В настоящее время сертификат находится на стадии разработки. По нему постоянно вносятся изменения. Пока я могу лишь сказать, что в документе будут указаны технологии, оборудование, методы производства, которые используются на предприятиях. Кроме того, известно, что сертификат будет бессрочный. Стоимость документа – от 2 до 4 МРП», – сообщила эксперт отдела сертификации региональной палаты предпринимателей Гулбаршын Бекишова.

Как считает директор ТОО «ЕСКО» Андрей Шмарин, сертификат сможет защитить казахстанских работников легкой промышленности от контрафактной продукции.

«Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что зарубежные коллеги привозят некачественную продукцию. При этом покупают липовые сертификаты за 50 тыс. тенге, а товар у них примерно на 1 млн. Выручка же получается еще больше. В результате они, реализовав свою продукцию, уезжают с деньгами, а мы остаемся ни с чем», – говорит Андрей Шмарин.

Индустриальный сертификат поможем увеличить долю казахстанского содержания в закупках, считает предприниматель. Он же убежден, что сегодня необходима защита внутреннего рынка. По мнению Андрея Шмарина, пока на казахстанском рынке существует большое количество контрафакта, легкой промышленности не поможет никакая модернизация. Никто не будет вкладывать десятки, а то и сотни тысяч долларов, чтобы выпустить товар, который может стать убыточным. Глядя на коллег из тяжелой промышленности, построивших заводы, которые сегодня простаивают, работники легкой промышленности стараются не повторять их ошибки.

Даешь кредиты под низкие проценты

Помощь легкой промышленности пришла от президента страны, который поручил выделить порядка 400 млрд тенге на ее развитие. Но по словам Андрея Шмарина, на пороге у большинства предпринимателей тут же появились сотрудники банков с предложением быстрых кредитов под 8%.

«Дело в том, что в легкой промышленности весьма небольшая рентабельность. Мы имеем маржу в 10%. Из них 8% надо отдать банку. Тогда что остается предпринимателю? Никто не согласится отдать банку свою прибыль. Поэтому кредиты под такие проценты многие бизнесмены считают неподъемными», – говорит Андрей Шмарин.

Нет кредитов – нет и модернизации, не на что купить и оборудование. А на старом невозможно выполнить заказ потребителей, которые хотят шить современную одежду. Поэтому карагандинские фабрики шьют только спецодежду для работников промышленных предприятий. А хотят шить, как их китайские и турецкие коллеги, футболки с пуховиками. Но оборудование для тех же пуховиков надо покупать в Европе. Денег же на него нет.

Правда, и в этом Андрей Шмарин видит свои плюсы. Новое оборудование – автоматическое и в рабочей силе не нуждается. А сегодня легкая промышленность – это основной потребитель работников. На одном предприятии трудятся по несколько сотен человек. Именно швейные фабрики решают проблему государственной программы занятости. 

«Большое количество работников не стимулирует процесс модернизации. Если же мы закупим современное оборудование, то человеческие ресурсы не потребуются. Это значит, не будет прежнего мультипликативного эффекта в плане занятости рабочей силы. Мы обойдемся гораздо меньшим числом людей», – отмечает Андрей Шмарин.

Взаимопомощь бизнеса

Еще одной проблемой, тормозящей сбыт казахстанской одежды, стали супермаркеты, которые могли бы оказать помощь в реализации, считает предприниматель. 

«Мы производим одежду по средней цене между китайской и более дорогой продукцией. Но у нас весьма ограниченный покупатель, так как в основном казахстанцы покупают дешевый товар. После модернизации же наша продукция станет немного дороже, и в этом случае понадобится помощь с реализацией. Некоторое время мы пытались выжить за счет бренда «Сделано в Казахстане». Но очень скоро все пошло на спад», – говорит Андрей Шмарин. 

Выходом из сегодняшней ситуации стали бы полки в магазинах с казахстанской продукцией. И, как считает предприниматель, потребитель сам сделает выбор в пользу той или иной продукции.

Казахстанская легкая промышленность выпускает хорошую продукцию, но ей очень трудно зайти на собственный рынок, считает карагандинский предприниматель.