Ежегодный рост стоимости электроэнергии с возобновляемых источников энергии (ВИЭ) по уже заключенным контрактам будет расти до 15 лет, но есть «надежда», что это не повлияет на конечные тарифы для потребителей, считает генеральный директор ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке ВИЭ» Жандос Нурмаганбетов.
«Согласно закону электроэнергия от ВИЭ распределяется пропорционально доле отпуска в сеть традиционными станциями. То есть каждая станция в стране, которая вырабатывает энергию в стране, независимо от угля, газа, дизельного топлива или печного, платит. Ежемесячно мы всю эту историю отслеживаем, пропорционально выделяем. Большие станции, например, Экибастузские, больше платят, маленькие станции, например, Шахтинск, меньше платят, но все это пропорционально», — сказал он на конференции «Возобновляемая энергетика – перспективное направление развития «зеленой» экономики» 7 декабря.
«Проблема в том, что фиксированные тарифы, которые мы начали поддерживать, а субъекты ВИЭ начали ее (электроэнергию) производить, ежегодно индексируется. Она была 34 (тенге за 1 кВт/ч), потом стала 37, сейчас 40, она будет расти в течение 15 лет – это предусмотрено в законе. То есть при одном и том же объеме цена будет расти в течение 15 лет и подразумевается, что после 15 лет эта электроэнергия выйдет на рынок и она будет конкурентоспособна с любой станцией в Казахстане, потому что у нее нет накладных расходов… Надеемся, что это не отразится на конечных ценах для потребителя», — добавил Нурмаганбетов.
Кроме того, что ежегодно индексируется стоимость электроэнергии ВИЭ (70% тарифа привязано к валютному курсу, 30% — к уровню инфляции), в рынок вовлекаются новые объемы открывающихся новых станций.
«И 47 млрд (тенге) рост по сравнению с 2017 годом (расходов РФЦ на закуп энергии ВИЭ) обусловлен этими двумя факторами: объемом роста и индексацией цены. Эту электроэнергию мы распределяем на станции, а станции учитывают ее в себестоимости своей электроэнергии. Мы проводим работу с министерством (энергетики), чтобы при утверждении предельных цен, которые будут озвучены на следующий год, чтобы у них эти затраты сидели в тарифе, потому что есть составная цена – плата за мощность, которую вчера разыграли. Теперь будет себестоимость топливных затрат и так далее и одна из составляющих должно быть то, что расчеты пойдут через нас», — резюмировал глава РФЦ.