12 декабря АО «Казахтелеком» подписал соглашение с Telia Company и Fintur Holdings BV о приобретении совокупно 75% голосующих акций АО «Кселл». В рамках сделки «Казахтелеком» приобретает 24% акций «Кселл» у Telia Company и 51% акций у Fintur Holdings BV (совместного предприятия Telia Company (58,55 %) и Turkcell (41,45 %). Председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, полагает, что сделка позволит компании сконцентрироваться на основном сегменте дальнейшего развития мобильной связи — передаче данных.
Сумма сделки не разглашается, но после пресс-конференции в Астане Telia Company сообщила, что стоимость 75% акций «Кселл» составляет $446 млн. Стоит отметить, что в феврале 2012 года «Казахтелеком» сообщил о закрытии сделки по продаже TeliaSonera A.B. 49% доли участия в ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» за $1 519 млн. То есть «дочка» вернулась к «маме» по кратно более низкой стоимости.
Неудивительно, что председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев после подписания соглашения назвал цену сделки «хорошей», а само приобретение «удачным», поскольку оно совершается в момент консолидации рынка. Он отметил, что компания намерена воспользоваться возможностями синергии, увеличив монетизацию передачи данных и реализуя конвергентные услуги. «Казахтелеком» и сейчас продает не только фиксированную телефонную связь, но и мобильную, а также другие услуги, но будет следовать этому тренду.
«Сейчас на рынке мобильных услуг есть такой тренд: голос уходит, 95% пользуется WhatsApp, так что будущее за передачей данных. И мы надеемся, что после этой покупки пользователи самого «Kселл» увидят нечто новое в передаче данных: в объемах, в скорости, в тарифах. Наша основная задача – дать нашим клиентам больше интернета, больше скорости, вот основной наш тезис по поводу того, зачем мы заходим в этот актив. Ну, и не надо забывать, что «Казахтелеком» под маркой «Алтел» первым в стране развернул сотовую связь, мы первыми развернули сеть 4G, сейчас построили большую сеть data-центров, так что все, что связано с передачей данных – это наш тренд и мы будем на нем сфокусированы», — сказал глава «Казахтелекома».
Есекеев заверил, что после завершения сделки тарифы «Кселл» не вырастут.
Он отметил удовлетворенность результатами и условиями сделки. «В результате ее заключения акционерная стоимость компании уже существенно возросла. Мы и в дальнейшем рассчитываем на позитивную реакцию инвесторов, основанную на успешных результатах реализации наших стратегических инвестиционных проектов, в том числе, проекта по строительству сетей LTE (4G)», — сообщил Есекеев.
И действительно, по итогам торгов 12 декабря стоимость простых акций «Казахтелекома» на Казахстанской фондовой бирже выросла на 7,9%. Бумага стала лидером роста на казахстанском фондом рынке, достигнув на закрытии торгов 32 899,99 тенге. Стоимость акций АО «Кселл» же снизилась буквально на 51 тиын (минус 0,03%) – до 1 640 тенге на конец торгового дня.
В процессе подготовки к сделке «Казахтелеком» провел углубленный инвестиционный анализ, оценку и комплексную проверку результатов финансово-хозяйственной деятельности «Кселл» в соответствии с международными стандартами для сделок подобного рода. Решение о приобретении 75% акций «Kселл» было принято советом директоров АО «Казахтелеком» и инвестиционно-стратегическим комитетом АО «Самрук-Қазына».
Размеры и компетенции обоих игроков рынка позволят ускорить развитие предложения услуг 4G и обеспечат возможность более оперативного и менее затратного внедрения стандарта 5G в Казахстане. «Казахтелеком» также сможет оптимизировать затраты за счет объединения инфраструктуры и устранения дублирующих элементов, считает главный финансовый директор АО «Казахтелеком» Асхат Узбеков. «Сделка обладает значительным синергетическим потенциалом за счет объединения инфраструктуры, устранения дублирующих элементов и оптимизации затрат. Эффект масштаба позволит оптимизировать расходную часть и тем самым снизить стоимость услуг связи для потребителей в Республике Казахстан», — сказал он.
Приобретение 75% «Кселл» также повысит привлекательность и самого «Казахтелекома», который в рамках программы приватизации должен пойти на SPO (вторичное публичное размещение). В «Казахтелекоме» отмечают благоприятную конъюнктуру рынка и активный рост ARPU (средняя выручка от одного абонента) от передачи данных с устойчивым трендом на рост. В 2017 году ARPU в Казахстане составил $3,8, что значительно ниже показателей в сопоставимых странах (Армения – $4,2; Молдова – $4,6; Россия – $5,3) при более высоком ВВП на душу населения.
При этом сохраняется высокий потенциал роста и услуг 4G/LTE — на июнь 2018 года «Кселл» достиг охвата сетью 4G/LTE только 51,5% населения Казахстана, тогда как СП Алтел/Теле2 – 73%. Значительный синергетический потенциал видится с «Казахтелекомом» не только за счет оптимизации расходов и объединения инфраструктуры, но и кросс-продаж. В результате сделки становится возможной оптимизация численности персонала и снижение расходов по обслуживанию сетевой инфраструктуры за счет интеграции сетей и эффекта масштаба. Также при объединении отпадает необходимость в дублирующихся базовых станциях на пересекающихся территориях присутствия.
Кроме того, в «Казахтелекоме» говорят о возможности расширения продаж услуг ФМС (пакетного предложения услуг фиксированной и мобильной связи) с использованием абонентской базы «Кселл».
По результатам января-сентября «Кселл» увеличил продажи по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 2,2% до 111,7 млрд тенге. При этом доходы от услуг голосовой связи снизились на 3,7% — до 57,9 млрд тенге, а доходы от услуг передачи данных выросли на 1,2% — до 34 млрд тенге. EBITDA (прибыль до выплаты налогов, амортизации и процентов по кредитам) снизилась на 3,5% до 40 млрд тенге. Соотношение чистой задолженности компании к EBITDA составило на конец сентября 1,21.
Эксперт по телекоммуникационному рынку Нуркен Халыкберген отметил привлекательность сделки для «Казахтелекома». «Когда-то Казахтелеком продал Кселл по высокой цене. Сейчас купил по низкой. С точки зрения инвестиций это достаточно интересная штука», — сказал он.
Халыкберген согласен с мнением, что благодаря сделке «Казахтелеком» может выйти на гораздо больший рынок. Он оценил общее количество казахстанских мобильных номеров, включая планшеты и другие устройства с SIM-картой, в 20-25 млн единиц. Но и это не все, поскольку, констатирует он, на глазах меняется парадигма рынка. «Получается так, что казахстанский рынок связи получает новую нишу…. Рынок интернета вещей, например, устройства системы «умный дом», обмениваясь по беспроводной связи, ваш дом сам решает когда ему нагреваться, когда охлаждаться, когда включать воду, насос и так далее. С учетом систем коммунальных потребностей, различных юридических потребностей весь этот рынок оценивается в 100 млн устройств. То есть по сути в 4 раза больше, чем сегодня зарабатывает весь рынок сотовой связи. Эти 100 млн устройств нужно обеспечить связью», — сказал Халыкберген.
При этом он отметил, что рост рынка устройств не будет означать аналогичный рост в денежных доходах, но в том, что последний будет все-таки зафиксирован, эксперт не сомневается.
«Рынок в 100 млн устройств это достаточно серьезный доход. Если с ним правильно работать, то можно получить достаточно неплохой рынок по объемам сопоставимый с тем объемом, который ты уже оказываешь на рынке связи. Может даже и больше», — сказал он.
Кроме того, казахстанцы получат улучшение сервиса со стороны «Кселл», а также новые продукты. «В компании появятся новые сервисы с точки зрения 5G, 4G, финальных сервисов, таких как облачное хранение. Из этого может получиться очень интересное сотрудничество», — считает Халыкберген. В качестве другого плюса он называет то, что теперь собранные с абонентов деньги будут оставаться в Казахстане, а не переводиться за рубеж по причине нахождения там основных акционеров.
Эксперт не ожидает роста тарифов «Кселл» в результате сделки, поскольку на рынке сохраняется конкуренция. Кроме того, по его мнению, все сотовые операторы в Казахстане являются публичными компаниями и любые намеки на сговор будут негативно восприняты рынком и в первую очередь отразятся на замешанных в этом операторах.
Халыкберген полагает, что ребрендинга «Кселл» не последует, но он не исключает в будущем возможную продажу «Казахтелекомом» доли в «Кселл». «У «Кселл» очень хорошая история, очень хорошие возможности, хорошая построенная сеть, которую нужно апгрейдить, и всей этой историей должен заниматься достаточно сильный игрок, который может дать некую синергию. В данном случае у «Казахтелекома» очень хорошая инфраструктура с точки зрения транспортной сети, это обширная сеть оптико-волоконных линий, интернет, ЛТЕ, который по сути есть и у «Алтела» и Tele2, просто дополнится с точки зрения покрытия», — сказал Халыкберген.
В свою очередь старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас Худайбергенов считает сделку «однозначным плюсом» для «Казахтелекома». «Это однозначный плюс для «Казахтелекома», который владеет уже СП «Алтел»/Тele2. Теперь после покупки «Кселл», «Казахтелеком» сможет интегрировать возможности всех трех операторов, сократить дублирующиеся расходы, и претендовать на реализацию проекта 5G, который был бы неокупаемым, если бы это делалось силами отдельной компании. Что касается цены, то она оказалась в пределах тех параметров, которые ожидались рынком в течение весны-лета, поэтому, можно сказать, компромиссная цена для обеих сторон», — сказал он.
В конце августа аналитики компании «Халык Финанс» рекомендовали «держать» акции «Казахтелекома» и «Кселл» на ожидании завершения сделки.
При этом целевая цена ими прогнозировалась на уровне 32 000 и 1 350 тенге соответственно. Причем обособленная, то есть без возможной синергии с «Казахтелекомом», целевая цена «Кселл» ими называлась на уровне всего 1 170 тенге за акцию сотового оператора. «Халык Финанс» рассчитывал, что «Казахтелеком» приобретет «Кселл» по 1 472,75 тенге за одну акцию, то есть весь сотовый оператор стоил бы 285,15 млрд тенге, тогда как согласно озвученной цене Telia Company, цена за 100% составит 220 млрд тенге.