Депутат Мажилиса парламента РК Меруерт Казбекова обратилась с запросом на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева с просьбой проверить необходимость закупки дорогих объектов недвижимости для чиновников.
«Просим принять следующие меры. Провести проверку госорганов и бюджетных организаций на предмет соответствия приобретаемого служебного жилья соображениям элементарного приличия и рачительного использования бюджетных средств, включая случаи и условия приватизации такого жилья в личное пользование. Об итогах проверки информировать парламент и общество. В случае выявления нарушений, выходящих не только за рамки закона, но и за требования этики, привлечь виновных к ответственности», — сказала она на пленарном заседании.
По ее словам, необходимо установить твердые критерии обеспечения госслужащих служебным жильем. Казбекова предложила взять за основу параметры государственной программы «7-20-25» или исходить из стандартов обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи.
«Предусмотреть право госслужащих, при желании иметь более комфортабельное и просторное жилье, реализовывать такие желания за счет собственных средств», — сказала она.
По ее словам, недовольство депутатов вызвали факты, указывающие на безмерные аппетиты чиновников и их любовь к роскоши, за которую должны расплачиваться налогоплательщики.
«Мало-мальски значимые начальники на местах, вплоть до директора колледжа и облфилармонии приобретают шикарные джипы и представительские седаны, не говоря уже об акиматах. Теперь, в текущем году, один за другим всплывают злоупотребления уже и с жилищными привилегиями за госсчет. Буквально на неделе завершился скандал с приобретением в Павлодаре квартиры площадью 230 метров, стоимостью около 50 миллионов тенге и еще пяти квартир повышенной комфортности общей стоимостью 226 миллионов тенге», — напомнила Казбекова.
Кроме того, депутат привела и другие примеры.
«В сентябре этого года акимат города Атырау приобрел пятикомнатный жилой дом с мебелью за 58 млн тенге, 82 млн тенге потрачено на два элитных жилых объекта в Усть-Каменогорске, из которых один лот — это пятикомнатная квартира с потолками в четыре метра и площадью 260 квадратов, за 45,3 млн тенге, другой лот — это четырехкомнатная квартира в 210 квадратов за 37 млн (тенге). Управление жилья и жилищной инспекции Шымкента объявило конкурс на покупку пяти суперкомфортабельных служебных квартир, на каждую из которых выделили по 43 млн тенге. В Кокшетау акимат приобрел четырехкомнатную квартиру в 145 квадратов за 40 млн тенге. В городе Аксай Западно-Казахстанской области даже не на приобретение жилья для акима района, а на ремонт его особняка из бюджета выделили 24 млн тенге», — сказала она.
Кроме того, по ее словам, аким Жамбылского района Алматинской области планировал приобрести за 35 млн тенге жилье площадью 180 метров с просторным паркингом и персональной парной. «При том, что самый дорогой особняк в этом поселке Узынагаш стоит не более 20 млн тенге. Это только те факты, которые стали известны прессе и обществу. А сколько их в действительности по всем городам и районам можно только предполагать. Как и то, сколько из этих объектов приобретались по реальной цене, а сколько использовались для хищений по завышенным ценам. На фоне того, что тысячи простых граждан отказывают себе во всём ради выплат по ипотеке, и даже программа «7-20-25» подразумевает и ограничения по стоимости квартир и обязательность платежей — на этом фоне стремление некоторых чиновников жить в шикарных условиях, ни в чем себе не отказывая — вызывают справедливую критику», — сказала Казбекова.
Вместе с тем, считает она, нельзя исключать и последующую приватизацию таких объектов проживающими в них чиновниками, также на льготных, ими самими же установленных условиях.
«Фракция «Ак жол» считает, что вопрос приобретения чиновниками служебного жилья за госсчет не может оставаться на их личное усмотрение и должен быть регламентирован ценовыми параметрами и допустимой площадью такого жилья. Например, по программе «7-20-25» для того же Павлодара установлена максимальная цена жилья в 15 млн тенге, тогда как акимат счел возможным приобрести для себя квартиры в 3,5 раза дороже», — сказала Казбекова.