Новости

В ЗКО депутаты урезали суммы субсидий для господдержки общественного транспорта

Причиной тому народные избранники назвали недостаток средств в бюджете

Межрайонные и внутриобластные автобусные маршруты в ЗКО в новом году получат субсидий на 10 млн меньше, чем в 2018 году — их будут получать только автопарки, осуществляющие поездки в отдаленные районы области. По городу Уральску сумма субсидий пассажироперевозчикам осталась на уровне прошлого года, но господдержку из бюджета будут получать лишь те автопарки, кто закупил новые автобусы.

В первой декаде декабря уходящего года депутаты областного маслихата утвердили список социально-значимых автобусных маршрутов, которые будут получать господдержку в виде субсидий из городского и областного бюджетов.  

Секретарь облмаслихата Малик Кульшар сообщил «Къ», что в этот список попали все 83 областных автобусных маршрута (13 из них — внутриобластные,  29 — сельские и внутрирайонные, 41 — городские и пригородные).

«На субсидии автоперевозчикам, которые будут осуществлять внутриобластные и межрайонные перевозки, из бюджета предусмотрены 50 млн тенге. В прошлом году эта сумма равнялась 60 млн тенге, и была снижена в связи с тем, что в бюджете недостаточно средств, — пояснил Кульшар. — Субсидии в 2019 году будут выплачиваться только по тем маршрутам, которые ездят в дальние районы области. По Уральску общая сумма субсидий по автобусным маршрутам составила свыше 160 млн тенге. Эти деньги большей частью будут выплачиваться тем пассажироперевозчикам, кто уже закупил или будет закупать новые автобусы».

Руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кайрат Мухамбеткалиев рассказал «Къ», что точная сумма, которую выделили на субсидирование автобусных маршрутов в областном центре в 2019 году, равна 172 млн тенге. 

«В 2018 году на господдержку автопарков по городу мы затратили 175 млн. тенге. Из них порядка 100 млн тенге были выплачены четырем пассажироперевозчикам, которые закупили новые автобусы. С ними мы в начале года подписали меморандум о том, что в течение трех лет будем компенсировать им по 10% от стоимости закупленной ими техники, — пояснил глава автотранспортного отдела. — Остальные деньги были затрачены на выплату субсидий по городским дачным маршрутам».

Распределение субсидий уральским пассажироперевозчикам в новом году, по словам Мухамбеткалиева, будет складываться подобным же образом.
«Да, есть расчетный тариф по себестоимости общественных перевозок — 185 тенге за пассажира, и есть существующий тариф по городу — 80 тенге. И по закону мы должны платить всем перевозчикам эту разницу, — констатирует он. — Но суть вопроса в том, что мы не знаем реального пассажиропотока на городском транспорте. Как платить бюджетные деньги, не зная точных цифр?»

По мнению Мухамбеткалиева, решить вопрос с пассажиропотоком и общей суммой субсидий автобусным паркам города могло бы электронное билетирование. Но пока и сами пассажиры, и владельцы автобусных парков не спешат переходить на безналичные платежи.

«Все новое всегда воспринимается в штыки. Думаю, что со временем мы придем к тому, что на автобусных маршрутах будут действовать безналичные платежи, — рассуждает Кайрат Мухамбеткалиев. — Тогда пассажиропоток будет прозрачным, и мы будем платить субсидии каждому перевозчику, исходя из реальных цифр — за каждого пассажира, которого он перевез».

Руководитель одного из крупнейших и старейших автопарков по области, организатор Ассоциации пассажироперевозчиков Уральска  — ТОО «ОралТехСервис» Александр Баклан в корне не согласен с теперешним распределением субсидий автоперевозчикам.

«О том, что мы работаем практически без прибыли и нуждаемся в субсидиях, мы говорим властям на протяжении  почти 10 лет, и в 2018 году нас услышали, — говорит он. — Субсидии стали платить, но тем, кто обновляет свои автопарки. Я считаю, что привязывать субсидии к обновлению неправильно. Мы влезли в этом году в очередной кредит, закупили 20 новых автобусов на 300 миллионов, получили за них субсидии 30 млн тенге. Но… на три автобуса я до сих пор не могу найти водителей — люди не идут на наши низкие зарплаты. И платить им больше мы не можем, наш тариф убыточный: с учетом цен на зимнее дизтопливо, запчасти, налоги, зарплату он должен быть 185 тенге, а не 80. Семь лет назад мы взяли кредит около 3 миллиардов тенге, закупили 12 новых автобусов повышенной вместимости. В 2019 году мы этот кредит только закрываем, а автобусы уже можно списывать, они изношены».