В казахстанском обществе всегда большие споры вызывает работа судебной системы. Традиционно в её адрес звучит много критики о несправедливости. Много сравнений со странами ОЭСР. В своём выступлении по модернизации судов Президент страны как-то отметил, что ежегодно в судебные тяжбы вовлечено 4 млн человек. Это фактически половина экономически активного населения страны.
В Верховном Суде из года в год отмечают существенный рост дел и материалов. Только за два последних года их число выросло в 2 раза с 1,8 млн до 4,5 млн Самое главное возросло количество дел, где отношения выясняют между собой вчерашние супруги, партнеры, соседи, члены одной семьи. Именно в этих делах идут самые горячие баталии, звучат самые жесткие и обидные обвинения, бурлят чувства и эмоции. Стороны не готовы не на сантиметр уступить друг другу. В итоге, не просто теряются отношения, а появляются враги.
В таких делах судье очень сложно найти истину. Ведь действительно как определить, кто из супругов больше вложил в воспитание ребёнка и обустройство дома. Кто из партнеров больше работал для улучшения совместного бизнеса. При разделении всегда будет обида, что что-то не учтено.
В такой ситуации единственно правильное решение это найти компромисс, прийти к мирному решению спора. Это широко апробированная зарубежная практика. К примеру, в Великобритании и Канаде 80-90% споров разрешаются медиацией и не доходят до суда. Этому много причин. Суды это дорого, долго, требует много времени и никто не гарантирует результат. Суды рассматривают только действительно сложные дела. Данный показатель также и является оценкой состояния конфликтности общества и его развития.
В нашей же стране показатель примирения на уровне 2-3% от судебных споров. При этом в нашей стране созданы все условия для развития медиации. Есть отраслевой закон, объединения медиаторов. Большую работу проводят суды. В чём же причина, что казахстанцы не готовы искать компромисс.
Первое. У нас слабо развита культура мирного решения споров, поиска компромиссов и ведения диалога. При малейшем конфликте мы идём в суд и только там хотим отстаивать свои интересы.
Второе. В казахстанском обществе ещё не сформировалось доверие к институту медиации и навыки примиряться. Люди сомневаются, что соглашение, выданное медиатором законное. Даже, если сторона хочет примириться, мы не знаем куда идти, какому медиатору можно доверять, какую информацию можно ему раскрывать. В Казахстане нет единой системы развития примирительных процедур. Сегодня в стране более 100 организации медиаторов. Вместе с тем, точное количество медиаторов не зафиксировано. Общей базы никем не ведется.
Третье. Не способствуют развитию внесудебного разрешения споров и низкие судебные пошлины. К примеру, бракоразводный процесс в Беларуси стоит 15 тысяч тенге, Украине – 19 тысяч, в Казахстане – 722 тенге. На Западе эти платежи тоже высоки. В Казахстане же по неимущественным спорам пошлина в среднем составляет 1203 тенге. А это около 35% от всех гражданских споров. Поэтому людям выгоднее идти в суд, чем к медиатору, услуги которого дороже.
Что же делает государство, чтобы снизить уровень конфликтности и повысить культуру мирного решения споров.
В обществе развитие примирительных процедур напрямую увязывают с судами. Наверное, потому что именно придя в суды многие узнают, что есть медиаторы, которые помогут примириться.
Поэтому очень важно проводить соответствующую информационно-разъяснительную работу. Рассказывать о преимуществах примирения, что это быстрее, эффективнее, сохраняются человеческие отношения и деловые контакты. С 2018 года задачи по развитию медиации возложены на Министерство общественного развития. В ближайшее время планируется создать республиканский реестр медиаторов. Здесь же создана межведомственная рабочая группа по разработке законопроекта о развитии медиации. Он предполагает внедрение института обязательной медиации по ряду конкретных категорий дел, в том числе по семейным, трудовым, жилищным спорам.
Большая работа проводится и по линии судов. Она параллельно преследует цель снизить количество споров, рассматриваемых судами. Для этого в рамках «Семи камней правосудия» определено одно направление «Примирение в суде и вне суда». Что оно предполагает?
Проведение активной информационно-пропагандистской работы по развитию культуры разрешения споров. Во всех регионах организовываются встречи с общественностью. На них разъясняется преимущества и важность внесудебного разрешения споров. В них участвуют деятели культуры, аксакалы, НПО, журналисты и другие. Большая работа проводится в СМИ, Интернете и социальных сетях.
К примеру, важно разъяснить людям, что процедура медиации прописана в законе, в том числе в части конфиденциальности. То есть никто не узнает сведений, предоставленных сторонами медиации. За это в законе предусмотрена ответственность. Соглашение об урегулировании спора исполняется сторонами добровольно. В случае неисполнения этот документ может быть основанием для подачи иска в суд в упрощенном порядке. То есть на основании соглашения в порядке медиации судья вынесет судебный акт, не вызывая стороны в суд.
На местах открываются Центры примирения (ЦП). Их цель – развитие примирительных процедур вне суда. Сегодня уже открыто 25 ЦП.
Их особенность в том, что в одном месте сразу находятся медиатор, юрист, психолог. Все они сориентированы на то, чтобы помочь человек решить спор мирным путём. При этом на данном этапе все услуги там оказываются бесплатно. Подписан меморандум с Федерацией профсоюзов об открытии Центров примирения на их базе. Также изучается возможность их создания при местных исполнительных органах, где традиционно скапливается много проблем.
Местными судами создаются советы биев. Они уже есть в Актюбинской области, ЗКО, СКО, ВКО и других регионах. Работа Советов осуществляется на общественных началах. В них входят авторитетные люди, обладающие опытом внесудебного разрешения споров, мудростью и красноречием. Советы помогают людям решать мелкие споры, не доводя их до суда.
Проводится работа по развитию медиации в суде. В частности, в пилотном режиме созданы институты судей-примирителей. Сегодня по республике их уже 81. Они занимаются только примирением и не рассматривают дела. Пилот показывает эффективность. В экономическом суде Астаны в 72% споров стороны примирились.
Как видите, сегодня в республике проводится достаточно активная работа по развитию примирительных процедур. Самое главное, чтобы общество развернулось к ним лицом и осознало, что мирное решение всегда намного лучше спора. Это быстрее, эффективнее, дешевле. Если мы хотим, чтобы наша страна вошла в топ 30-ти передовых стран мира, мы должны учиться договариваться и мириться. Это аксиома. По-другому никак.