Сотрудники управления по контролю за использованием и охраной земель Актюбинской области последние несколько лет основательно взялись за выявление неосвоенных земельных участков. Речь идет как о землях сельскохозяйственного назначения, так и участках под коммерческую застройку. Причем если земли в районах области предприниматели чаще возвращают добровольно, то судебные тяжбы за гектары в областном центре доходят до Верховного суда.
И вас проверим
В этом году сотрудники земельной инспекции провели 341 проверку на предмет освоения земельных участков, после чего были оштрафованы 38 владельцев земельных наделов на сумму 5 млн тенге. 21 участок, который планировалось использовать под застройку в Актобе, возвращен в собственность государства, причем шесть из них предприниматели вернули добровольно, остальные 15 – через суд. Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то 22 пастбища площадью 51,7 тыс. га хозяева вернули в госсобственность добровольно, четыре пастбища площадью 5,6 тыс. га – через суд. В прошлом году 45 земель коммерческого назначения площадью 325,6 га было изъято через суд, восемь участков площадью 3,8 га добровольно переданы владельцами местным исполнительным органам.
Перспектива лишиться собственности в следующем году может ожидать еще почти 150 владельцев земельных площадей. Бизнесменам, планировавшим когда-то использовать землю под строительство коммерческих объектов в областном центре, вынесено 102 предписания о необходимости освоить участки в течение года. В Байганинском районе Актюбинской области, к примеру, около 10 лет не использовалось 72 тыс. га земли, ее владелец планировал разводить овец элитной породы. Но бизнес не пошел, и землю изъяли через суд. В Актобе значительная доля изъятых земельных участков находится в активно застраиваемом сейчас элитном районе Батыс-2.
«С 2012 году в области выявлено более 2,7 млн га неосвоенных земель сельскохозяйственного назначения. Основная доля приходится на пастбища. Возвращено в государственную собственность 2,2 млн га. Из земель, которые вернули в госсобственность, 2,1 млн га вовлечены в сельскохозяйственный оборот. В настоящее время в судебном порядке рассматриваются дела о возврате государству еще 65,7 тыс га», – рассказывает руководитель отдела госконтроля Абай Ашыкбаев.
Добровольно-принудительно
Судя по данным, предоставленным в управлении по контролю за использованием и охраной земель, больше всего участков в государственную собственность добровольно передают сельские предприниматели. Только в прошлом году бизнесмены вернули государству 61 земельный участок общей площадью 73,2 тыс. га, в 2016 году – 38 участков площадью 38,9 тыс. га. Дело в том, что участки сельскохозяйственного назначения предприниматели брали в аренду, коммерческого назначения – приобретали в собственность. Но найти этих собственников в большинстве случаев сложно. Вручить уведомление о проверке специалисты могут либо учредителю юридического лица, либо собственнику земельного участка. Без уведомления начинать проверку специалисты не могут, но проблема в том, что часто владельцы участков проживают за пределами региона и республики.
«Даже если инспектор увидит пустующий земельный участок, начинать проверку самостоятельно он не может. Для этого необходимо обращение правоохранительных, государственных органов, физических лиц. Если к нам обратится акимат, мы открываем проверку через прокуратуру. Все контрольные, надзорные органы начинают проверки после регистрации в органах правовой статистики», – говорит руководитель управления по контролю за использованием и охраной земель Актюбинской области Абдухат Мырзалин.
На освоение приобретенного земельного участка владельцу дают три года. Если в течение этого периода он не осваивает землю, в дело вмешиваются специалисты земельной инспекции. Предпринимателя привлекают к административной ответственности и дают еще год на освоение земли.
«Если в течение года он не устранил нарушение, то мы опять его уведомляем о предстоящей проверке, в этот момент он начинает уклоняться. Мы заключили соглашение с акиматом и областной прокуратурой, они оказывают нам содействие в поиске владельцев земельных участков. Если через год он не начал осваивать землю, тогда привлекаем его к административной ответственности через суд, в течение месяца они рассматривают дело. Затем бизнесмен может обжаловать решение суда. В этот момент многие начинают создавать видимость освоения земли, к примеру огораживают участок», – говорит Абдухат Мырзалин.
В черном списке
Происходит это потому, что в республике законодательно не определены критерии освоения земельного участка, считает руководитель управления по контролю за использованием и охраной земель. К примеру, предприниматель огородил землю, привез несколько блоков на участок, суд может расценить это как начало освоения. После привлечения предпринимателя к административной ответственности дело передают в экономический суд на изъятие земельного участка, и здесь предприниматель заявляет, что начал строить. А освоение опять затягивается на неопределенный срок. Если предложения специалистов о критериях освоения учтут на законодательном уровне, то проблема будет решена.
«Больше половины изъятых земельных участков находились в залоге у банков. Некоторые предприниматели, которые заложили земли в банке, не считают необходимым их осваивать, так как деньги они уже за них получили, и банк не сильно заинтересован в освоении, поэтому земельный участок пустует. Есть, конечно, экономическая составляющая, в свое время, допустим, не удалось получить кредит для освоения. Причины разные», – говорит Абдухат Мырзалин.
Владельцы некоторых неосвоенных земельных участков добровольно отказываются от них, чтобы избежать судебных тяжб и не оказаться в реестре недобросовестных пользователей. С августа 2016 года в этот список попали 70 собственников земли. Теперь в течение трех лет они не могут получить земельный участок ни под ИЖС, ни сельскохозяйственного назначения, ни под коммерческую застройку.
У кого больше прав
Помимо определения законодательных критериев оценки освоения земельного участка, можно было бы пересмотреть срок, который дают предпринимателю на освоение участка, считает Абдухат Мырзалин. Если человек пять лет не осваивает землю, то, возможно, нет необходимости давать ему еще год на освоение.
«Кроме того, необходимо расширить права инспекторов. В РФ, к примеру, подход к решению подобных вопросов жестче, – рассуждает г-н Мырзалин. – Если земельный участок там долго не осваивается, то инспектор сам может установить срок для устранения нарушений – от 2 до 6 месяцев. У нас же если предприниматель не использовал землю в течение 5–10 лет, то ему все равно дадут год на устранение нарушений. В РФ у инспекторов больше прав, они носят форму, сами могут доставить нарушителя в инспекцию. А когда мы приходим по адресу, мы же гражданские лица, владельцы земельных участников вызывают полицию и говорят, что мы нарушаем их права. Для более эффективной работы необходимо предоставить земельному инспектору право самостоятельно начинать проверку, если он обнаружил нарушение. Если необоснованно проверит, то пусть потом несет ответственность. У нас есть факты самозахвата земли. Например, строит объект бизнесмен и закрывает пожарный проход, мы это видим, но вмешиваться сразу не можем».