Пострадавший на рабочем месте сотрудник Аксуского завода ферросплавов – филиала АО ТНК «Казхром» – доказал в двух судебных инстанциях, что имеет право на компенсацию морального вреда.
Сначала Аксуский горсуд удовлетворил исковые требования частично, обозначив к выплате транснациональной компанией 900 тыс. тенге в качестве компенсации морального вреда и 100 тыс. тенге – оплаты представительских расходов суде. АО ТНК «Казхром» решение обжаловало, ссылаясь на то, что работник и сам проявил неосторожность. Однако коллегия областного суда на днях своим постановлением поддержала вынесенное ранее решение.
Несчастный случай произошел с электросварщиком ремонтного цеха 9 января 2018 года. При выполнении служебных обязанностей он получил производственную травму. Мужчину госпитализировали с сотрясением головного мозга, открытым переломом и раной нижней челюсти. Для расследования происшествия была создана специальная комиссия.
Врезка из материалов судебного дела: «Актом о несчастном случае установлена вина работодателя 100%. Получал лечение стационарно, затем амбулаторное с 9 января 2018 года по 26 марта 2018 года. Согласно заключению эксперта, причиненная травма по степени тяжести в совокупности признаков соответствует причинению среднего вреда здоровью по признаку длительного его расстройства».
Как указывается в судебном документе, опубликованном в открытом доступе в судебной базе, пострадавшему за весь период временной нетрудоспособности предприятие выплатило среднюю заработную плату. Однако сотрудник доказал, что последствия несчастного случая на производстве принесли ему страдания, требующие отдельного. В своем иске он сообщил, что получил тяжелую, неизгладимую моральную травму, ухудшилось здоровье, он стал плохо разговаривать и долгое время не мог принимать твердую пищу, потерял в весе. Представители ответчика исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, так как согласно акту специального расследования, одной из причин явилось неосторожность со стороны самого работника. Однако, тем же актом установлено, что имели место нарушение технологического процесса производителем работ и неудовлетворительный контроль со стороны руководителя работ за соблюдением подчиненным персоналом требований технологического процесса.
Суд пояснил, что в соответствии с пунктом 1 ст. 931 Гражданского кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 951 ГК, состоит в возложении на нарушителя обязанности по выплате потерпевшему денежной компенсации за физические или нравственные страдания, которые тот испытывает в связи с нарушением его прав. Один из подпунктов вышеуказанной статьи гласит, что моральный вред возмещается независимо от вины причинителя в случаях, если он причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.
«В силу положений пункта 1 статьи 931 Гражданского кодекса ответчик в лице АО «Транснациональная компания «Казхром» как промышленное предприятие, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающих, в связи с получением работником травмы в результате несчастного случая на производстве, обязано возместить причиненный его здоровью моральный вред независимо от степени вины», – делает выводы суд. – «Руководствуясь принципами справедливости и разумности, суд считает, что размер компенсации морального вреда следует определить в сумме 900 тыс. тенге».
Кроме того, судом первой инстанции удовлетворены, а судебной коллегией по гражданским делам Павлодарского областного суда поддержаны требования о взыскании 100 тыс. тенге для оплаты представительских расходов.
«Постановление вступает в силу со дня его оглашения. Оно может быть пересмотрено в кассационном порядке Верховным судом РК по ходатайству сторон, лиц, участвующих в деле, других лиц, интересы которых затрагиваются судебным актом, ходатайству прокурора в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу», – говорится в постановлении коллегии.