Казахстанцы, которые имеют права на наследство, должны следить за жизнью и здоровьем человека, который оставляет им наследство, заявил министр юстиции Марат Бекетаев.
«В послании президента было дано поручение провести ревизию всего законодательства на предмет защиты права собственности. Была эта работа проведена? Это первый вопрос. Второй вопрос – все-таки много нареканий у моих коллег есть по вопросу права наследования, которое теперь практически ограничивается только 6 месяцами, хотя Конституция и ее статьи гарантируют право наследования и Конституция говорит о том, что право наследования ни в каких условиях не подлежит ограничению. В связи с чем такое ограничение шестимесячное?», — спросила депутат сената парламента Дарига Назарбаева у министра Марата Бекетаева, когда он представлял соответствующие поправки в действующее законодательства на пленарном заседании сената парламента 27 декабря.
«В соответствии с поручением главы государства такая работа проводится поэтапно. В этом законопроекте мы подошли по четырем блокам. Как я указал в докладе, даже по этим блокам были большие споры. В частности, по банковскому блоку с Национальным банком. Тем не менее, мы нашли какие-то компромиссные подходы и результаты в виде законопроекта я докладываю. Эта работа не завершена, она дальше продолжается. В частности, вместе с министерством сельского хозяйства мы проводим работу по земельным вопросам», — сказал министр.
Бекетаев отметил, что те потенциальные наследники, кто не успеет заявить о своих правах, могут обратиться позднее в суд.
«Что касается второго вопроса по праву наследования, действительно есть вероятность того, что некоторые наследники в течение 6 месяцев не узнают об открывшемся наследстве и не успеют заявить свои права, но их права не нарушаются. У них остается право защитить свои права и обратиться в суд в рамках судебного разбирательства наследство может быть перераспределено. Это делается для защиты прав тех наследников, которые заявили свои права в течение 6 месяцев. В настоящее время их права как раз ущемлены, потому что они не могут воспользоваться своими правами, в тоже время имущество, которое должно поступить из наследства в собственность, остается бесхозным и не поступает в гражданский оборот. В этой связи для того, чтобы защитить права так называемых добросовестных наследников, эти нормы предлагаются», — сказал он.
«То есть вы считаете, что 6 месяцев достаточно для того, чтобы обеспечить права тех, кто заявил, потенциальных наследников? Может быть продлить этот срок до 1 года? Почему именно 6 месяцев?», — спросил у главы Минюста спикер сената парламента Касым-Жомарт Токаев.
«Мы изучили опыт других стран и у нас 6 месяцев давно установленный период для наследства. В советское время еще в Гражданском кодексе было 6 месяцев, а исторически это уходит к Кодексу Наполеона французскому, то есть мы находимся в зоне стран континентального права, и такая практика сложилась на протяжении нескольких веков», — ответил Бекетаев.
«Точку зрения Наполеона на Конституцию, например, мы очень хорошо знаем. Его высказывания. Вопрос состоял в том противоречит ли это Конституции или нет? Каково ваше мнение как министра юстиции?», — вновь спросил Токаев.
«По нашему мнению, это не противоречит, потому что права не ущемлены. У наследников есть право восстановить свои права через суд… Противоречия Конституции нет, права наследников гарантированы, и они будут защищены в том числе в суде. У человека есть возможность самому отслеживать состояние тех людей, которые впоследствии могут оставить ему наследство. Собственность обязывает и, если он не отслеживает это состояние, умер, он даже об этом не знает, он должен свои права в этот шестимесячный срок заявить», — сказал Бекетаев.
«А если наследник не знал (о смерти человека, оставившего наследство)?… Разные ситуации бывают: болел, в коме был», — справедливо заметила Дарига Назарбаева.
«Для этого существует институт душеприказчика и при составлении завещания оставляются все контактные данные, имя наследника. В этом случае душеприказчик заблаговременно предупреждает наследника. Такой механизм тоже прописан», — сказал Бекетаев.
«Я предлагаю на этом завершить дискуссию. Почему? Потому что если сейчас мы пойдем по этому пути, Марат Бакытжанович, до дойдем до анекдотической ситуации, особенно после вашего высказывания, что потенциальный наследник должен следить за состоянием здоровья того, кто может (умереть) и прогнозировать его кончину или как это?», — завершил прения спикер сената парламента Касым-Жомарт Токаев.