Адвокат Нурлан Устемиров заявил о нарушениях со стороны уполномоченных органов, которые отпустили Армана Кудайбергенова, задержанного по делу об убийстве Дениса Тена, после кражи автомобильных зеркал в Астане.
«Достоверно подтверждено материалами дела, что Кудайбергенов был задержан ими в час ночи, почти сразу после совершения им кражи зеркал с машины Шамшиева С.А., при нем были обнаружены зеркала и инструменты, которыми он пользовался для снятия зеркал», — заявил Нурлан Устемиров в суде.
Напомним, что кража зеркал с автомобиля Сапара Шамшиева в Астане совершена 11 июля 2018 года, это подтвердил сам пострадавший. А уже 19 июля Кудайбергенов совершил нападение на автомобиль погибшего спортсмена.
«Кудайбергенов был доставлен в УВД Алматинского района города Астана, где его задержали до утра, то есть более трех часов. Собранный материал был передан дознавателю Разбековой на следующий день», — говорит он.
По его словам, старшему лейтенанту-дознавателю Фариде Разбековой было известно, что Кудайбергенов был задержан непосредственно после совершения им преступления с предметами преступления. Полицейские прямо указали на него как на лицо, совершившее кражу. При нем были обнаружены предметы кражи и инструменты. Кроме этого, он не имел постоянного места жительства в Астане и постоянного места работы и каких-либо документов, подтверждавших его личность, не имелось. Не было положительных характеристик о задержанном, ранее он был судим за разбой и был признан подозреваемым.
«Таким образом, было достаточно оснований для задержания Кудайбергенова по статье 128 (арест) на двое суток, с учетом того факта, что он мог скрыться от следствия и суда, что подтвердилось позже, учитывая основания для последующего освобождения его в порядке 133 не имелось», — добавил Устемиров.
Он считает, что задержание не только позволяло, но и обязывало Разбекову провести обыск, в ходе которого могли быть обнаружены доказательства совершения им других преступлений.
Тем не менее, вопреки наличию оснований для избрания мер пресечения, предусмотренных статьей 136, при отсутствии обстоятельств для переизбрания меры пресечения указанной в статье 138, были нарушены требования статьи 140.
«Так, в силу статьи 140, обязательство явки могло было быть применено только после избрания какой-либо из мер пресечения… статья 137 УПК РК дает полный перечень мер пресечения», — пояснил адвокат.
Совершенные Разбековой нарушения УПК РК были допущены со стороны начальника УВД. Таким образом, «вопреки интересам государства и требованиям закона» было совершено должностное правонарушение, повлекшее тяжкие последствия — убийство Дениса Тена.
«Я полагаю, что ни Разбекова, ни ее начальник не допустили бы грубейшие нарушения требований, названных выше статей УПК РК и своих должностных инструкций, если бы их об этом «не попросил кто-то», а именно отпустить Кудайбергенова, поскольку последующие действия Кудайбергенова объективно указывают на это», — резюмировал он.
В заключении адвокат попросил в адрес прокурора вынести частное постановление, в котором необходимо обратить внимание на факты нарушения, повлекшие тяжкие последствия — смерть Дениса Тена.