Банки и финансы

Halyk Finance: Что ждет Казахстан в текущем году?

Аналитики Halyk Finance сделали свои прогнозы в отношении развития основных экономических и финансовых показателей страны

В условиях мировой глобализации экономика Казахстана подвержена действию внешних факторов. На сегодня — это цены на нефть,замедление роста экономик США, Китая и Еврозоны с сопутствующим влиянием на сырьевые цены, введение жестких санкций Запада в отношении России. Аналитики Halyk Finance сделали свои прогнозы в отношении развития основных экономических и финансовых показателей Казахстана.

Экономические показатели

По данным инвестиционной компании, в 2018 году более 50% роста ВВП Казахстана обеспечил все тот же сырьевой сектор и смежные с ним сектора обрабатывающей промышленности. По-прежнему неразвитыми остается несырьевой сектор, а в экономике доминируют государственные компании.

По оценке МВФ, рост мировой экономики в 2019 году составит 3,7%. Основной вклад будут обеспечивать развивающиеся страны Азии, в частности в этом году экономика Китая покажет рост до 6,2%. Рост ВВП России по ожиданиям незначительно ускорится до 1,8%.

2_0.png

По мнению официальных лиц МВФ, мировая экономика вместо усиления экономического роста вышла на плато, тогда как торговые войны, быстрый рост долга как частного, так и государственного секторов, политика крупнейших центробанков будут негативно влиять на экономический рост и спрос на минеральное сырье. В этих условиях координация действий нефтедобывающих стран имеет важное значение для ценообразования на рынке нефти.

По прогнозам Halyk Finance, экономический рост в Казахстане в среднесрочной перспективе ожидается умеренно положительным на уровне 3,6%. 

Внутренний драйвером экономики будет расширение Тенгиза и Кашагана, считают эксперты. Расширение добычи на крупных нефтяных месторождениях Тенгиз и Кашаган будет способствовать экономическому росту как на этапе инвестирования, так и в последующем посредством роста производства.

Прогнозные цены на нефть марки «Brent» в 2019 году, исходя из ожиданий международных финансовых организаций, ожидаются на уровне $68 за баррель, отметили аналитики.

Рынок труда

На рынке труда в нынешнем году все будет стабильно, но все еще высока доля самозанятых. Эта часть населения может заметно увеличивать показатель официальной безработицы в стране. Самозанятое население в республике по состоянию на конец 3 квартала 2018 года составило 23% от рабочей силы. Официальная безработица в 2019 году в стране составит порядка 4,8%.

Отсутствие весомых изменений в несырьевой экономике и, в частности, низкая производительность труда выступают ограничителем трансформации экономического роста в повышение благосостояния населения, в то время как повышение минимальной зарплаты будет иметь кратковременный эффект, считают аналитики.

Бюджет

Прогноз ненефтяного дефицита консолидированного бюджета составляет порядка 7% от ВВП в 2019 году, в 2018 году этот показатель составил 9%.  Размер государственного долга в 2019 планируется на уровне 24,7% от ВВП в 2019 году уменьшившись с 25,3% в 2018 году.

В Казахстане, по данным Halyk Finance, госорганы второй год подряд нарушают обязательство по снижению ненефтяного дефицита бюджета ввиду оказания помощи банковской системе, что отдаляет процесс балансирования государственных финансов. Рост цен на нефть почти на 30% в 2018 году также сыграл важную роль в повышении доходов консолидированного бюджета. 

Инфляция

Инфляция в 2019 году будет выше за счет отложенного эффекта ослабления нацвалюты в 2018 году. Уровень инфляции по прогнозам составит 5,4%.  

Риски увеличения инфляции в 2019 году возникают из-за повышения акцизов на топливо, сохранения высоких инфляционных ожиданий, некоторого увеличения зарплат, в первую очередь за счет повышения минимальной оплаты труда.

Дополнительно, ослабление тенге в 2018 году еще не в полной мере оказало свое влияние на цены, что предполагает его воздействие в первой половине 2019 года. Несмотря на то, что расходы госбюджета сокращаются, трансферты Нацфонда замещаются средствами из внебюджетных фондов – Нацбанк, ЕНПФ, в том числе за счет расходов нацхолдингов.

Денежно-кредитная политика

В 2019 году характер денежно-кредитной политики не изменится и будет формироваться в свободно плавающем режиме, отметили эксперты.

Последние 3 года денежно-кредитная политика (ДКП) характеризовалась стабилизацией условий на денежном и валютном рынках, а также снижением краткосрочных ставок вслед замедляющейся инфляции при сохранении регулятором денежно-кредитный условий на нейтральном уровне.

До 3 квартала 2018 года регулятор поступательно снижал базовую ставку. Однако в четвертом квартале Нацбанк принял решение о повышении базовой ставки на фоне дальнейшего понижения инфляции, которая по результатам 2018 года составила 5,3%, что, по мнению инвестиционной компании, потенциально может расцениваться участниками рынка как начало ужесточения кредитно-денежных условий.

Курс тенге

В 2019 году, курс тенге, при среднегодовой стоимости нефти марки Brent на уровне $68 за баррель и среднегодовом курсе российского рубля к доллару США на уровне 67 рублей, сложится  на уровне 375 тенге за $1, прогнозируют эксперты. 

Инвестиционная компания полагает, что Национальный банк и в 2019 году будет следовать своей негласной политике «слабого» тенге к российской валюте, которая в свою очередь, будет очень чутко реагировать на дальнейшее расширение антироссийских санкций, а также на целенаправленное ослабление российского рубля со стороны денежных властей Российской федерации в рамках бюджетного правила

В 2018 году курс национальной валюты к доллару США обесценился с 318 тенге до 384 тенге, при этом курс тенге к российскому рублю сохранялся на уровне 5,5-5,6.

Платежный баланс

Благоприятные внешнеторговые условия будут способствовать лишь незначительному расширению дефицита текущего счета до -0,9% ВВП в 2019 году.

В 2018 году отрицательное сальдо счета текущих операций существенно сократилось и составило, по оценке экспертов, порядка -0,8% от ВВП. Дальнейшему сокращению дефицита текущего счета в этом году будет препятствовать расширение объемов инвестиционного импорта в рамках нефтегазовых проектов, а также расширение объемов выплат иностранным инвесторам по счету первичных доходов. 

Банковский сектор

В 2019 году прогнозируется снижение роли банковского сектора в экономике.

Сейчас банковский сектор Казахстана представлен 28 банками из 32 в начале года после лишения лицензий Банка Астаны, Эксимбанка, Qazaq Bank и объединения ККБ и Народного банка. На долю пяти крупнейших банков  приходится 64% рынка по активам. Доля ссудного портфеля банковского сектора к ВВП за 2018 год составляет 23%, снизившись с 26% в 2017 году и с 33% в 2016 году. 

В 2019 году сохранится тенденция на дальнейшее ухудшение финансового состояния банков второго уровня. Данный процесс будет происходить из-за неэффективных бизнес моделей  банков и обострения конкуренции за качественных заемщиков и депозиторов с крупными банками.  

Развитие банковского сектора будет продолжать отставать от роста экономики в целом.

Переход к более активному кредитованию и рост доли банковского сектора в экономике возможны только после разрешения ряда структурных проблем в экономике и построения более эффективного рыночного механизма по предоставлению финансовых услуг, считают аналитики.

Совокупный прирост депозитов юридических лиц будет продолжать отставать от роста ВВП. На прирост депозитов крупного бизнеса положительное влияние будут оказывать восстановление доверия к банковской системе и достаточно неплохой рост экономики, ожидаемый в 2018–2021 годах. В результате восстановления роста доходов населения продолжится прирост депозитов, который будет немногим выше результатов 2018 года.

Профицит ликвидности в банках будет сохраняться как результат плохого функционирования канала кредитования и сохранения структурных проблем в экономике. Тем не менее, будет наблюдаться постепенный прирост кредитования как результат неплохого роста экономики и оздоровления кредитного портфеля банков. Сектор кредитования юридических лиц не будет показывать роста, драйвером будет розница. Увеличение корпоративного кредитования в основном будет зависеть от разрешения структурных проблем и роста доли МСБ в экономике, заключили аналитики.