Многочисленные нарушения в деятельности комитета науки выявили в АГДСПК
Нарушения выявлены в ходе внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Комитета науки в части выделения научных грантов. Об этом сегодня сообщил руководитель департамента антикоррупционной политики Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Данияр Сабырбаев.
«Проводился анализ коррупционных рисков в конце прошлого года. В деятельности Комитета науки выявлен ряд недостатков, недоработок, коррупционных рисков. Есть факты, когда решение по финансированию того ли иного (проекта — Kursiv) принималось недостаточно объективно, справедливо, не учитывая требования действующего законодательства», — отметил он.
Кроме того, по его словам, наблюдается слабый ведомственный контроль со стороны руководства комитета. Это приводит к многочисленным нарушениям законодательства как служащими комитета, так и сотрудниками подведомственных организаций. К примеру, установлены факты несоблюдения конкурсных процедур, в том числе отсутствие мотивационных и ситуационных вопросов при проведении конкурсов, незаполнение оценочных листов кандидатов, принятие решений при отсутствии кворума комиссий, а также допуск к конкурсу и назначения на должности лиц не соответствующих квалификационным требованиям.
Комитетом, по его словам, также не принимаются меры по качественному улучшению системы управления персоналом.
«Ранее, в декабре 2017 года, в ходе проведения внешнего анализа коррупционных рисков в МОН Агентством внесены рекомендации по совершенствованию сферы оказания госуслуг, профилактики этических правонарушений, обеспечения прозрачности деятельности комитета. При этом на момент анализа в комитете большая часть рекомендаций не исполнена. Следовательно, можно констатировать отсутствие заинтересованности комитета в принятии мер по противодействию коррупции», — сделал вывод спикер.
Основные коррупционные риски, по его оценке, наблюдаются в работе комитета по координации деятельности национальных научных советов, созданные по семи направлениям науки. Их основной функцией является принятие решений о грантовом и программно-целевом финансировании за счет республиканского бюджета. Однако в ходе внешнего анализа выявлены антикоррупционщиками следующие проблемы: действующий состав совета сформирован с грубыми нарушениям законодательства. Согласно пункту 11 положения о научных советах в их составы не должны входить руководители аккредитованных субъектов научной или научно-технической деятельности и их заместители, более одного работника из одной организации. Однако эти требования игнорировались.
«Например, председатель Научного совета по информационной, телекоммуникационной и космической технологий, научных исследований в области естественных наук Калимолдаев является первым руководителем института информационных и вычислительных технологий. В состав Научного совета по направлению наука о жизни входят два работника национального центра биотехнологий Тарлыков и Огай. Таким образом, действующие составы советов представляются нам нелегитимными», – пояснил Данияр Сабырбаев.
Между тем, по его данным, проект института информационных и вычислительных технологий, гендиректором которого является Калимолдаев, получил финансирование в размере 1 млрд 384 млн тенге, или 24% от всего финансирования выделенного на это направление. При этом вышеуказанному наццентру биотехнологий одобрено 16 проектов на 447 млн тенге.
«С учетом изложенного, ставится под сомнение правомерность выделения бюджетных средств на основании решений фактически нелегитимного состава научного совета», — резюмировал он.
В свою очередь заместитель председателя АГДСПК Олжас Бектенов подчеркнул, что научные проекты должны финансироваться открыто, честно и справедливо.
«По конкретным фактам, которые в ходе анализа выявлены, они все уже переданы национальному бюро по противодействию коррупции. Соответствующая проверка проводится и правовая оценка действиям каждого будет дана. То, что сейчас ответы даются: «Мы все разместили, на сайте все было, кто хотел, мог дать замечания», это все пустые слова. Отвечает государственный орган за законность принимаемых решений. Вы, как государственные служащие, обязаны были соблюдать закон. Если вы знаете, что Калимолдаев, условно говоря, является гендиректором этого НИИ, и вы его включаете в состав этого научного совета — ну это прямое нарушение закона. Мы дойдем до каждого. Здесь иллюзий быть не должно. Каждый, кто ставил свою подпись на этих решениях, правоохранительный орган наш разберется, сотрудники уже занимаются», — заявил он.