Ожидания, что ФРС дважды повысит базовую ставку в этом году, снижаются на фоне растущего потока тревожных новостей о состоянии рынка и экономики.
В ФРС и так ожидали замедления роста экономики в этом году после бурного 2018 года. Запланированные на 2019 год два повышения ставок последовали бы за четырьмя, что были сделаны в 2018-м. Но сейчас все идет к тому, что даже эти два повышения кажутся маловероятными.
Финансовые рынки, судя по ценам фьючерсов на федеральные фонды, пришли в то состояние, когда вовсе не стоит ждать повышения базовой ставки. Более того, некоторые инвесторы и трейдеры сейчас считают, что ФРС в этом году ее понизит. Эта перемена в политике ФРС вызвана как волатильностью рынков, так и состоянием экономики.
В среду (2 января — ред «Къ») корпорация Apple удивила уже взбудораженных инвесторов заявлением о снижении доходов, в основном из-за ослабления позиций в Китае. И Apple не в одиночестве: экономический советник президента Трампа Кевин Хэссетт заявил в интервью The Wall Street Journal, что «мультинациональные компании, получающие прибыль в Китае, скорее всего, увидят, что как минимум эта часть их дохода снизится».
Другие тревожные вести пришли в четверг, 27 декабря 2018 года, с декабрьским индексом производства, составленным в Институте управления поставками. И хотя он показывает продолжающуюся активность, индекс также отмечает самое большое снижение в течение месяца за десять лет. Агентство Capital Economics сообщило клиентам, что это снижение — «первая реальная экономическая причина для ФРС остановить рост процентных ставок».
Показатели рынка облигаций тоже извещают об опасности. Разница между трехмесячным казначейским векселем и 10-летним значительно уменьшилась. Ставка по первым составляет 2,41%, а по вторым — 2,58% по данным середины дня 27 декабря, то есть инверсия кривой доходности более чем вероятна.
Инверсии кривой доходности часто предшествуют рецессиям, хотя экономисты все еще спорят, коррелируют ли они с экономическими спадами или служат их причиной. В недавнем отчете Федерального резервного банка Сан-Франциско заявляется, что продолжительная инверсия 3-месячных векселей к 10-летним — самый надежный рыночный индикатор рецессии.
ФРС пыталась просигналить о том, что ее монетарная политика еще далеко не предрешена. В конце декабря, после того как ФРС повысила базовую ставку, глава ФРБ Нью-Йорка Джон Уильямс объяснил позицию финрегулятора на канале CNBC.
«Мы тут не считаем, будто точно знаем, что произойдет», — сказал Уильямс. По его словам, в 2019 году «имеет смысл повысить ставку еще два раза или около того, в контексте по-настоящему сильной экономики, которая движется вперед. Но ФРС руководствуется данными и будет регулировать свою позицию в зависимости от развития событий».
В прошлый четверг глава ФРС Далласа Роберт Каплан выступил против повышения базовой ставки. Хотя Каплан ожидает экономического роста в этом году, он заявил Bloomberg Television, что не следует предпринимать никаких дальнейших шагов, пока некоторые из нынешних неясностей не разрешатся. А как он считает, это может занять несколько месяцев.
Каплан также открыт идее о том, что ФРС в какой-то момент, вероятно, придется обуздать непрекращающиеся попытки сократить свой баланс. Некоторые участники рынка раскритиковали снижение хранения казначейских и ипотечных облигаций, так как сочли, что из-за этого финансовые условия слишком ужесточились.
Пока что ФРС не прислушивалась к этой критике. Председатель Совета управляющих ФРС Джером Пауэлл рассказал репортерам, что после декабрьского собрания Федерального комитета открытого рынка «сцеживание баланса прошло гладко и выполнило поставленную задачу». «Не думаю, чтобы мы взялись это менять», — сообщил он.
«Испытание, которое предстоит ФРС, — это распознать, действительно ли рынки посылают надежные сигналы о надвигающемся спаде экономики», — сообщило консалтинговое агентство Oxford Economics своим клиентам. — Мы ожидаем, что Пауэлл смягчит свой тон и даст понять, что ФРС проявит гибкость в своей позиции относительно экономики и базовой ставки, учитывая постоянно меняющиеся экономические и финансовые условия и что ФРС не будет связывать себя обещанием не принимать никаких мер на определенный срок».