Председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев предложил провести работу по очистке реального сектора экономики от несостоятельных компаний и предприятий.
В ходе расширенного заседания правительства глава Нацбанка отметил, что рынок самостоятельно не избавляется от несостоятельных компаний, которые становятся проблемой и для коммерческих банков.
«За последние 10 лет кредиты банков экономике выросли на 5,5 триллионов тенге, это 70% роста. За это же время за счет ликвидации 7 банков и оздоровления 2 банков списано почти 5 триллионов тенге. То есть заемщики все кредиты, которые мы за эти годы выдавали, не вернули. Кредиты постепенно превращались в проблемные, необслуживаемые, несмотря на попытки банков их реструктурировать», — сказал Акишев.
В связи с этим он предложил перейти к политике очищения реального сектора по примеру финсектора.
«Нужно провести системную работу по выводу несостоятельных компаний с рынка, реструктурировать или банкротить, передавать их активы хорошим компаниям», — уточнил он.
Кроме того, глава Нацбанка предложил рассмотреть возможность прекращения государственной поддержки низкоэффективным компаниям.
«Прямое госфинансирование должно сохраниться только за крупными инфраструктурными проектами с низкой рентабельностью или социальной направленностью, также нужно повысить эффективность процедур банкротства: статистика которую мы подняли, свидетельствует, что только 3,6% малых предприятий банкротится, из которых половина представлена предприятиями торговли», — заявил он.
Он объяснил это тем, что вход на рынок торговли относительно легкий, что повышает конкуренцию, при этом предельно малая доля компаний, подвергнувшаяся банкротству, находится в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поинтересовался в связи с этим, перечнем тех, кто не вернул ранее выданные кредиты.
«Это должно быть уголовное дело. И возврат должен быть обеспечен всеми возможностями государства. Когда я говорил «отдельный комитет надзора» за финрынком, ты сказал — я сам смогу. Вот и следи теперь. Закон дали, каждый акционер идет и ворует из своего банка, а потом за ним гоняемся. А где мы были? Это плохая работа», — обратился он к Акишеву.