В ЗКО на длительные сроки осудили бизнесменов, занимавшихся реализацией битума из России. В ходе оглашения обвинительного приговора все шестеро осужденных в протестной форме выражали свое несогласие с решением суда, выкрикивая фразы: «Это не суд, а нотариус», «Объективного расследования не было», «Это заказ ДКНБ».
Свое несогласие с судебным процессом над ним и его коллегами по бизнесу директор компании ТОО «Sundex» Кайрат Намазбаев выразил перед вынесением приговора, в момент, когда судья специализированного межрайонного уголовного суда по ЗКО еще не вошел в зал на оглашение.
«Нас обвиняют в том, что мы ввозили битум из России, из которого строили дороги, по которым вы все сейчас ездите. Строили их депутаты — владельцы дорожных фирм, но их сейчас нет вместе со мной на скамье подсудимых как соучастников. Мы входим в Таможенный союз, поддерживаем партнерские отношения с Россией, так почему нам нельзя строить бизнес с нашими соседями и покупать у них то, что нам нужно для строительства?! Я не совершал никакого преступления. Считаю, что расследование было проведено необъективно и непрозрачно. Из-за таких безответственных действий со стороны прокуратуры, согласно статистике, за два года число активных юридических лиц сократилось на 96 тысяч. Люди боятся заниматься бизнесом», — обратился он к журналистам, пришедшим на оглашение приговора.
«В 2010 году я создал товарищество с ограниченной ответственностью с целью извлечения пользы путем предпринимательской деятельности. Со всеми, кто проходит по данному делу, у нас были исключительно деловые гражданские правовые отношения в рамках закона. Это нонсенс, когда деятельность ТОО квалифицируют как деятельность ОПГ. Я исправно работал, платил налог государству в размере 45 млн тенге, все мои подчиненные получали зарплату. Прокурор сказал, что канал по незаконной транспортировке битума существовал более трех лет. Почему же вы сразу не пресекли наши действия? Потому что в Казахстане нет такого закона, который запрещает перевозить битум. Мы ничего не нарушали, не воровали, никого не обманывали», — рассказал Кайрат Намазбаев.
Суд в лице председательствующего судьи Кайрата Чалкарова приговорил Кайрата Намазбаева как организатора преступной группировки к 10 годам лишения свободы. Он был признан виновным по статьям 197 УК РК «Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения», 218 УК РК «Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем», 264 УК РК «Создание и руководство транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, а равно участие в них».
Всех остальных фигурантов дела под стражу заключили уже в ходе оглашения приговора.
Тимур Калиев, директор завода ООО «Номад-Инвест» в Оренбургской области по производству резинобитумных вяжущих, был приговорен к лишению свободы сроком на 8 лет. Его признали виновным по тем же статьям, что и Намазбаева.
Жандоса Каирбаева, безработного, суд признал виновным по тем же статьям 197 УК РК, 218 УК РК , 264 УК РК.
Айбека Балтурманова, руководителя ИП «Ика» и Нурлана Кенженова, директора ТОО «Ремарк максимум», суд также признал виновными по тем же статьям, исключая статью 264 УК РК, и приговорил к 8 годам лишения свободы.
Бахытжан Жакатаев, директор ТОО «Мухтаров» был приговорен к 5 годам лишения свободы. Он был признан виновным по статье 216 УК РК «Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров».
Кроме того, суд постановил взыскать с осужденных в доход государства 539 млн тенге, также у них будет конфисковано имущество, добытое преступным путем, на сумму 3,9 млрд тенге.
Следует отметить, что речь судьи Чалкарова во время оглашения приговора прерывали рыдания жен и матерей осужденных, а также крики их братьев и друзей, скандировавших: «Это несправедливо!».Уже по завершению суда адвокаты всех осужденных заявили СМИ, что будут подавать апелляцию на решение специализированного межрайонного уголовного суда по ЗКО.
«Мы рассчитывали, что будет оправдательный приговор, а тут такие внушительные сроки. Уголовное дело в отношении моих подзащитных было возбуждено в сентябре 2017 года по факту задержания 5 автомашин с битумом из Оренбургской области сотрудниками ДКНБ. Ввоз битума был признан незаконным. Но… по моим адвокатским запросам, уже после задержания Намазбаева, временно исполняющий обязанности командира войсковой части 2029 Зейнолданов ответил, что только за период с 05.09.2017 года по 05.11.2017 года осуществлён ввоз нефтепродуктов (РБВ, битум) на территорию Западно-Казахстанской области из Российской Федерации в количестве 146 автомашин. Получается, что другим предпринимателям ввозить тот же битум было можно. Я считаю, что вывод стороны обвинения о запрете ввоза битума на территорию РК из РФ в соответствии с Законом РК от 30.06.2014 года «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК от 09.12.2010г.» — ошибочен», — высказался адвокат предпринимателей Намазбаева и Калиева Рашид Хисаметдинов.
«Данным протоколом установлен запрет на вывоз битума только для РФ. Ввоз битума на территорию РК из РФ законодательно не запрещён, так как не регулируется Законом РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов. Однако эти мои доводы суд не учел, вынося приговор моим подзащитным. В ходе следствия было допущено множество ошибок — ни уголовное, ни уголовно-процессуальное законодательство не были соблюдены. Дело было представлено в суд с двумя обвинительными актами, чего в принципе быть не должно. Калиева осудили за создание транснациональной ОПГ, хотя обвинение по этой статье ему изначально предъявлено не было. Если мы живем в правовом государстве, то суд высшей инстанции должен пересмотреть и отменить такое несправедливое решение», — резюмировал он.