Если кто-нибудь попросит меня описать «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса одним словом, я назову это кино завораживающим. Завораживающим в свей самобытности и непохожести на других
Вообще не зря говорят, «как вы яхту назовете»… В сентябре «Фаворитка» покорила жюри Венецианского кинофестиваля, где состоялась ее премьера. Итог – две первые большие награды: Особый приз жюри и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль для Оливии Колман. В декабре она оказалась непревзойденным победителем Премии за достижения британской независимой киноиндустрии, где взяла призы в десяти категориях, включая «Лучший британский независимый фильм», «Лучшая актриса» и «Лучший режиссер», не считая нескольких наград в технических категориях.
Сейчас «Фаворитка» имеет самое большее число номинаций на «Оскар» – 10 (в том числе «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий»).
В последнее время кинокритики любят, когда в кино есть саспенс и катарсис. Когда фильм проповедует некие гуманистические ценности, а персонажи четко осознают, где «накосячили» и всенепременно перевоспитываются. Так вот, в «Фаворитке» ничего этого нет. Зато есть гротеск и много-много цинизма. Более того, все – совсем все! – герои этой истории по-своему неприятны. Тебе в принципе не нравится то, что ты видишь! Но даже этим фильм завораживает… Потому что так и должно быть. Так и задумали создатели картины.
Впрочем, давайте по порядку. Йоргос Лантимос ворвался в высший эшелон мирового кинематографа около 10 лет назад. Сейчас его называют одним из главных представителей европейского авторского кино, а также лидером новой греческой волны. Он снимает очень странное кино, которое неизменно привлекает жюри всевозможных фестивалей. В его активе не так много фильмов, но среди них полный мрачной эстетики, «захватывающе странный и умный» фильм «Лобстер». И очень странная интерпретация одной из древнегреческих трагедий «Убийство священного оленя».
А на сей раз этот грек решил попробовать себя в костюмированной драме и обратился к британской истории, рассказав свою интерпретацию отношений одной из самых, пожалуй, знаменитых женщин Англии – Сары Черчилль, герцогини Мальборо, с королевой Анной. Сделав ее гротескной, невероятно пошлой, а местами и вовсе отвратительной.
Итак, начало ХVIII века. На английском престоле восседает королева Анна (Оливия Колман) – женщина неумная, некрасивая и немощная (ее величество страдает подагрой). Фактически правит страной ее камеристка, а по совместительству подруга и фаворитка Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс) – женщина целеустремленная, умная и амбициозная. И так бы этот тандем и существовал до самой кончины монаршей особы, если бы однажды к герцогине не приехала ее кузина Абигейл Хилл (Эмма Стоун) – бедная родственница, наивная сельская простушка и вообще «прелесть, какая дурочка». Которая в считанные месяцы добралась от дворцовой кухни до постели королевы, вытеснив оттуда умную и целеустремленную Сару.
Казалось бы, простенький сюжет. Но каждый персонаж и каждая сюжетная линия прописаны настолько четко, что это не может не восхищать. Так же, как и пристальное внимание к мелочам. Каждая безделушка – часть действия. И эта невероятная детализация принудительно погружает зрителя в мир, нарисованный режиссером.
Надо сказать, «Фаворитка» – второй фильм, который Лантимос снимал не по своему сценарию. Около двадцати лет назад историк Дебора Дэвис поняла, что знает возмутительно мало и о самой королеве Анне, и о ее отношениях с Сарой Черчилль, и увлеклась изучением первоисточников вроде писем и мемуаров. А в итоге набросала сценарий (кстати, первоначальное название – «Баланс силы»), который продолжала шлифовать вплоть до 2010-х.
Как я уже писала выше, во всей этой истории нет ни одного приятного персонажа. Да что там: нет ни одного персонажа, который вызывает хотя бы минимальное сочувствие. Это паноптикум. Но как сыграно… Актерская игра – это первое, что вызывает искреннее восхищение. Роли Оливии Колман, Рэйчел Вайс и Эммы Стоун вроде более-менее равнозначны и, что самое главное, блестяще сыграны. Тем не менее Оливия Колман все же перетягивает одеяло на себя. Ее игра невероятно чувственна и выразительна. Ей удалось до малейших нюансов передать каждую перемену эмоций, каждую грань физических и моральных терзаний королевы.
Отдельная и очень интересная часть фильма – это операторская работа. Робби Райан не боится использовать широкоформатный объектив и естественное освещение, что не просто придает картинке определенную эстетику, но и создает для зрителя эффект присутствия.
Дальше можно много говорить о саундтреке, костюмах и декорациях, но «Фаворитка» – это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. Несмотря на то, что этот фильм оставляет очень странное и спорное послевкусие…