После резкой критики президентом страны работу правительства с предприятиями-должниками на расширенном заседании кабинета министров 30 января премьер-министр Бакытжан Сагинтаев уже 5 февраля расставил приоритеты работы кабмина над своими «ошибками».
Фраза Нурсултана Назарбаева о трусах, которые не берут на себя ответственность за банкротство закредитованных предприятий, незамеченной остаться не могла. Равно как и поручение президента внести соответствующие коррективы в законодательство. Готовность оперативно улучшить нормативную правовую базу в сфере банкротства и реабилитации высказали на заседании правительства 5 февраля и Национальный банк, и Министерство финансов.
«В рамках исполнения поручений главы государства Национальный банк продолжит практику оздоровления финансового сектора,– заявил председатель Национального банка Данияр Акишев. – Первое – одной из важных мер в части расширения кредитования являются законодательные поправки по абсолютному приоритету залоговых кредиторов. Важно внести данные поправки в действующее законодательство. Это позволит повысить заинтересованность кредиторов в банкротстве предприятий, оздоровить реальный сектор», – пояснил он.
Министр финансов Казахстана Алихан Смаилов напомнил, что законопроект, касающийся совершенствования процедуры банкротства, был ранее внесен в парламент и породил ряд предложений со стороны депутатского корпуса.
«Действительно, сегодня действующее законодательство не позволяет оперативно закрыть убыточные предприятия, основная причина – отсутствие четких понятий, позволяющих установить несостоятельность субъекта для признания его банкротом, – признал глава Минфина.
Торопитесь не спеша
И здесь неожиданно выяснилось, что торопиться с поправками в законодательство о банкротстве не то чтобы не надо, но не в ущерб его качеству.
«Не надо торопиться с законопроектом о банкротстве, сначала надо проанализировать ситуацию, с банками посоветуйтесь, с национальными компаниями. Поэтому сейчас не надо торопиться с продвижением законопроекта», – сказал премьер-министр БакытжанСагинтаев главе Минфина.
Обычно законопроекты под поручения главы государства разрабатываются и принимаются в стране в мгновение ока, тем более когда они разрабатываются и принимаются после критики президентом тех или иных направлений деятельности правительства. Так что высказывание премьера прозвучало достаточно неожиданно, хотя определенная логика в нем была: работу предлагается не затягивать, а сделать качественно. Хотя если верить экспертам, то проблема несостоятельных предприятий, близких к банкротству, но продолжающих существовать, – не самая большая проблема в казахстанской экономике. Так, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК КамилаКовязина напоминает, что по данным, озвученным главой государства, близких к банкротству юрлиц в Казахстане около 3,7 тыс., а активных предприятий – около 160 тыс.
«Надо понимать, что, когда мы говорим о реабилитации и банкротстве предприятий, мы представляем себе крупные большие организации с сотнями-тысячами работников и соответственно большие объемы обязательств по зарплате, – говорит эксперт. – Однако большая часть предприятий в Казахстане – малые и средние, таким образом, наиболее вероятно, самая большая нагрузка у банкротов будет не по оплате труда, а по выплате обязательств, обеспеченных залогом, или выплате налогов государству», – отмечает она.
Правительство готовится к бою с тенью
Между тем на заседании правительства 5 февраля отчетливо вырисовалось другое направление, на котором кабмин намерен сосредоточить свои силы в обозримом будущем, – борьба с теневой экономикой и сопутствующим теневым оборотом денежных средств. Готовность бороться с этим злом с помощью новых инструментов выразили сразу три ведомства: Национальный банк, Министерство финансов и Министерство национальной экономики.
Минфин свою лепту в борьбу с тенью готов внести в виде улучшения сбора информации о пересекающих границу товаров иностранного происхождения: начать решено с границы с Китаем, где, по словам министра финансов, будет внедрен пилотный проект «Умный замок», заключающийся в интеграции казахстанской таможенной информационной системы «Астана-1» с информационной системой Главного таможенного управления Китая. Помимо этого, по информации г-на Смаилова, в целях снижения расхождений таможенной статистики между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой будут внесены изменения в части расширения состава обмениваемой информации в действующий протокол между Министерством финансов Казахстана и Главным таможенным управлением КНР.
Одновременно с улучшением статучета ввозимых в страну импортных товаров правительство намерено расширить систему применения электронных расчетов, для чего, естественно, будет сужена сфера применения наличных денег.
«Для сокращения уровня ненаблюдаемой экономики министерством совместно с Министерством финансов будет проработан вопрос по мерам налоговой, торговой политики, отраслевого регулирования, направленным на увеличение безналичного денежного оборота в экономике, – сказал глава Миннацэкономики Сулейменов – Будут рассмотрены вопросы установления лимита по наличным расчетам при покупке товаров, работ и услуг и обязательной безналичной реализации недвижимости и транспорта», – уточнил он.