Председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев 7 февраля пообещал упростить вхождение на госслужбу для «молодых талантов из бизнеса» благодаря новым законодательным инициативам, большинство из которых в ближайшее время, по его словам, найдет отражение в законе о государственной службе.
«Это прямой конкурс на отбор на должности корпуса А с упразднением института кадрового резерва. То есть сегодня вход на государственную службу извне будет закрыт. Все вопросы, связанные с поступлением на госслужбу, будет только через открытый конкурс. Внедрение механизмов упрощенного найма высококвалифицированных талантливых специалистов с опытом работы в известных мировых компаниях или со степенью PhD в топовых университетах мира. Сокращение трех этапов конкурса при отборе кадров до двух. То есть два конкурса мы объединяем, как в международной практике, останется два конкурса. Соответственно мы даем возможность молодым талантам из бизнеса прийти на государственную службу», — сказал Шпекбаев на коллегии своего агентства.
Он напомнил, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед ведомством задачу внедрения принципов и стандартов ОЭСР.
«Что мы прорабатываем? Первое — снижение политизированности госслужбы. Международные эксперты подчеркивают, что в передовых странах США, Японии, Германии соотношение корпуса политических назначенцев к корпусу А значительно ниже, чем в Казахстане. К политическим служащим не должны относиться лица, чьи обязанности не сводятся к принятию ключевых политических решений. Иными словами тех, кто реализует задачи, должно быть больше, чем тех, кто их ставит. Необходимо пересмотреть реестр государственных должностей и соответствующие механизмы с целью устранения дисбаланса», — сказал глава агентства.
Второе направление, которое намерено усилить АДГСПК, это профессионализация управления специализированных отраслей.
«Важно усилить подходы к оценке знаний и навыков. Зачастую отсутствие глубоких знаний в курируемой сфере приводит к отсутствию желаемого эффекта. Предлагаем установить обязательные требования к наличию профильного образования должностей председателей комитетов», — уточнил Шпекбаев.
Третьим направлением реформ он назвал стратегическую кадровую мобильность: результаты аттестации 2017 года показали недостаточный уровень стратегического видения госслужащих на местах, в то же время сотрудники госорганов, задействованные в разработке программы документов, обладают значительным потенциалом для смены этой парадигмы.
«Предлагаем провести широкую компанию направления опытных сотрудников администрации и канцелярии премьер-министров, центральных госорганов для работы в регионы с целью усиления реализации политики главы государства на местах», — пояснил спикер.
По его словам, будет продолжена автоматизация кадрового делопроизводства: в прошлом году по инициативе агентства создана автоматизированная единая служба управления персонала, на базе которой были централизованы рутинные кадровые функции, а в перспективе и начисление зарплаты.
«Мы этот опыт начали реализовывать в пилотном формате в 11 госорганах. Со второго полугодия все госорганы перейдут на этот стандарт и вопросы будут решать. Помимо ожидаемой оптимизации рассчитываем ощутимо повысить стратегическую роль службы управления персоналом и обеспечить их автономность. Мы отходим от согласований квалификационных требований и переводов, что позволит госорганам самостоятельно решать по отбору кадров. Излишние согласования убираются», — заключил Шпекбаев.