Представители мажилиса парламента РК обвинили СПК в невыполнении их основной роли – сглаживание сезонных колебаний цен на основные виды продуктов питания – и предложили отстранить корпорации от формирования стабфонда.
Еще в середине января председатель комитета по аграрным вопросам мажилиса парламента РК Сапархан Омаров предложил на круглом столе, посвященном роли социально-предпринимательских корпораций в развитии МСБ в сфере АПК, ограничить их участие в формировании стабфонда.
По мнению мажилисмена, корпорации не справляются со своей главной задачей и не контролируют цены на продовольственные товары. Более того, в некоторых случаях даже усугубляют ситуацию, уделяя недостаточное внимание развитию сельского хозяйства и тем самым сводя значимость своего существования к нулю.
Актуально для ВКО
Для рынка продовольственных товаров Восточно-Казахстанской области высказанные парламентариями замечания весьма актуальны. Одно то, что на складах зачастую гниют овощи, предназначенные для стабфонда, а продукция не пользуется спросом у населения, поскольку реализуется дороже, чем товары на рынке, уже говорит само за себя.
Впрочем, с этими выводами в АО «СПК «Ертiс» не соглашаются. Здесь уверены, что действуют «в целях улучшения благосостояния народа, укрепления продовольственной безопасности страны».
«Курсив» попытался выяснить, в чем это выражается. Однако ответы, полученные на письменный запрос редакции за подписью председателя правления АО «СПК «Ертic» Эльдара Тумашинова, причем с сильным опозданием, мало соответствовали заданным вопросам.
В частности, на просьбу прокомментировать высказывание Сапархана Омарова о недостаточной работе СПК в плане сдерживания цен в АО «СПК «Ертic» ответили почти дословной выдержкой с сайта корпорации. В ней указаны миссия и цели организации, а также год создания общества. Правда, было добавлено, что «при отстранении СПК от реализации программы начнется необоснованный рост цен на социально-значимые продовольственные товары».
Остановили рост?
В качестве примера своей продуктивной деятельности региональная СПК привела ситуацию 2018 года, когда в городах ВКО стала расти цена на сахар.
«В стабфонд области был закуплен сахар в количестве 680 т по цене 225 тенге, после доставки в Усть-Каменогорск и Семей произошла остановка необоснованного роста цен в регионе, что говорит о сильном воздействии на рынок продовольственных товаров в плане стабилизации цен», – утверждается в ответе.
Между тем в прошлом году цена на сахар стала расти даже раньше, чем ожидалось: вместо июня-июля стоимость продукта увеличилась еще в мае. Причем в местах оптовой реализации сахар можно было приобрести уже не за 215 тенге, а только за 230, а в рознице цена достигала и 270 тенге.
Чтобы остановить повышение стоимости продукта и ажиотаж среди населения, были предприняты следующие «меры». Например, департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ по ВКО выяснял обоснованность повышения цены. Представители власти собирали совещания и пытались заручиться обещаниями владельцев крупных магазинов о том, что стоимость продукта не превысит отметки в 240 тенге, а если возникнет дефицит, то будут завозить сахар из России и других стран.
Непослушные цены
Тем не менее цена сахара выросла. Пусть в небольших магазинах, но она достигла в тот период критической отметки в 270 тенге за кг. Более того, именно цены на сахар в ВКО были официально признаны одними из самых высоких в республике.
Если в июле прошлого года, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в среднем цена на сладкий продукт составила 223 тенге (в Уральске и Актобе, к примеру, была 202 тенге), то в Усть-Каменогорске и Астане сахар покупали в среднем за 242 тенге.
Но только в октябре прошлого года АО «СПК «Ертiс» заявило о том, что прорабатывает вопрос включения сахара в продукцию стабфонда. Более того, лишь с ноября в Усть-Каменогорске начали свою работу 12 торговых точек СПК, где, по сообщению пресс-службы акима города, «цена на сахар-песок была ниже, чем в остальных магазинах и не превышала 237–239 тенге за кг».
«В ноябре 2018 года был произведен закуп сахара, в тот период произошла остановка ТОО «Центральноазиатская сахарная корпорация» (ЦАСК). Естественно, это отразилось на поставках сахара. В тот момент, когда у поставщиков на складах закончился сахар, перекупщики стали приобретать его в России и Кыргызстане, устанавливая завышенную цену. В этот период было решено закупить сахар в стабфонд. И сразу упали цены у перекупщиков», – пояснили «Курсиву» в СПК «Ертiс».
При этом добавили, что на закупленный по 225 тенге сахар начисляется максимум 5–7 тенге маржи, поэтому цена не должна была превышать 232 тенге. Но она все-таки перепрыгнула заявленный корпорацией порог и оптимистичные ожидания.
Все стабильно
Не приняли в СПК «Ертiс» на свой счет критику мажилисмена Сапархана Омарова и по поводу гниющих овощей на складах.
По данным региональной СПК, в фонд корпорации у местного сельхозтоваропроизводителя ТОО «Агрофирма «Приречное» через АО «Универсальная товарная биржа Астана» закуплено 7500 т плодоовощной продукции на общую сумму 374 млн 925 тыс. тенге по цене 49,99 тенге за кг (с учетом НДС и услуг по хранению). Для Усть-Каменогорска приобретено 3300 т плодоовощной продукции, для Семея – 4200 т.
«В период межсезонья 2017–2018 годов произведена 100% реализация закупленной плодоовощной продукции стабфонда, а именно 7500 т, в том числе 3650 т картофеля, 1550 т капусты, 900 т моркови, 250 т свеклы и 1150 т лука. Реализация товаров осуществлялась с 16 ноября 2017 года по 7 мая 2018 года по фиксированной цене в 109 торговых точках», – говорится в ответе корпорации.
Из соображений 100% реализации в прошлом сезоне на период с октября 2018-го по май 2019 года было закуплено то же самое количество продукции.
«Не в нашей компетенции комментировать слова мажилисмена, но нельзя говорить о тоннах сгнившей продукции на складах. Согласно договору, поставщик следит за условиями хранения овощей, хотя отходы, конечно, предусматриваются», – заверили в СПК «Ертiс».
Также в корпорации заявили, что сейчас занимаются выяснением причин другой проблемы. Например, в Семее продукция стабфонда не была востребованной именно из-за цены. Овощи корпорации на деле оказались дороже представленных на рынке, а потому и не пользовались спросом.
Как пояснили в СПК, сейчас идет мониторинг цен, а после примут меры, чтобы сравнять стоимость. Вполне возможно, морковь и капуста стабфонда скоро будут стоить не 65 и 72 тенге, а меньше.