Новости

НПП «Атамекен» просит казахстанский минфин снизить нагрузку на фонд оплаты труда

Нацпалата предлагает также ввести бизнес-реестр для оценки законопослушности отечественного предпринимательства

Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» просит министерства финансов и национальной экономики республики рассмотреть вопрос снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в казахстанских предприятиях, сообщил 14 февраля заместитель председателя правления НПП Рустам Журсунов.

«Нас очень сильно беспокоит, и это призыв не только к Минфину, но и Миннацэкономики, нагрузка на фонд оплаты труда, которая сейчас составляет 32%. Причем эти платежи необходимо платить в пять источников: пять платежей, пять реестров. Это утяжеляет администрирование, соответственно, делаются ошибки, так и по суммарной нагрузке. И это негативно влияет на формализацию занятости в Казахстане», — сказал Журсунов на коллегии министерства финансов.

По его словам, бизнес-сообщество просит власти в текущем году отработать совмещение всего этого спектра в один платеж и рассмотреть возможность уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда.

«Это будет стимулом вывода из тени именно занятых сотрудников, которые работают на бизнес — мы понимаем, что это, скорее всего, повлечет за собой выбытие определенных доходов. По нашим расчетам это порядка 577 миллиардов тенге, но мы уверены, что за счет расширения налогооблагаемой базы и вывода из тени, эти потери возможно компенсировать», — заявил представитель НПП.

Он также сообщил, что, по исследованиям «Атамекена», порядка 45% казахстанских бизнесменов платят взятки за услуги, которые государством оказываются бесплатно.

«Мы понимаем, что той зарплаты, которую сейчас получают рядовые сотрудники министерства финансов в регионах, просто недостаточно. Некие государственные органы могут совмещать контрольные функции с оказанием услуг для бизнеса, и эта практика распространена во всех странах ОЭСР, в частности, служба госдоходов Грузии работает именно по этому принципу. И если сервис государства будет хорош, бизнес готов за это платить», — предложил спикер формализовать эту «помощь» со стороны госслужащих.

По его словам, НПП уже передала это предложение в Администрацию президента как способ мотивации работы сотрудников минфина и просит в качестве пилотного органа, который мог бы начать такое совмещение, определить комитет по государственным закупкам.  

«Мы всегда заявляем, что защищаем добросовестный бизнес, но когда меня спрашивают – а какой бизнес добросовестный, я не могу ответить, потому что у нас нет оцифрованного портрета бизнеса. У нас отсутствуют какие-то рейтинги бизнеса, и когда будет какой-то рейтинг, какая-то система, тогда бизнес будет знать, что любая махинация останется в системе навсегда, начнет бороться за репутацию – и это повлечет за собой самоочищение бизнеса», — продолжил Журсунов.

Он напомнил, что в соседней России такую систему ввели в прошлом году, и по состоянию на третий квартал 2018 года количество подобных компаний в этой стране сократилось в пять раз, с 1 млн 100 тыс. до 220 тыс.

«И мы полагаем, что введение такой системы бизнес-реестра в Казахстане будет очень серьезным импульсом для сокращения теневого оборота», — заключил представитель руководства НПП.