Оживет ли венчурное финансирование в Казахстане?
Несмотря на то, что сегодня венчурного инвестирования в Казахстане практически нет, шансы на будущее у него все же есть. Во всяком случае, так говорят специалисты рынка. Но чтобы использовать шансы, нужно решить ряд существующих проблем.
Вопросы венчурного финансирования обсуждаются, и сам метод привлечения инвестиций внедряется казахстанским бизнес-сообществом далеко не первый год. Так, весной 2012 года был создан общественный фонд «Атамекен Startup». Позже на его базе был сформирован неформальный клуб бизнес-ангелов «Atameken Angels». Уже в 2014 году организация планировала инвестировать в местные стартапы порядка миллиона долларов. О создании Ассоциации бизнес-ангелов ранее заявлял и бизнес-инкубатор MOST.
Однако значительного влияния на развитие венчурного финансирования в стране эти организации пока не оказали. Как правило, наиболее привлекательными, с точки зрения вложения средств, являются те стартап-проекты в Казахстане, которые уже имеют определенный позитивный опыт работы.
«Венчурного рынка у нас пока что нет. И это связано, в основном, с вопросом менталитета. То есть каким образом люди, которые имеют деньги, оценивают тех, кому эти деньги нужны для развития своего стартапа», – говорит предприниматель Алексей Сидоров.
Добавим, что летом прошлого года президентом подписан закон с поправками по венчурному финансированию. Цель изменений – стимулировать инвестирование в рынок финансовых технологий в Казахстане.
По мнению директора бизнес-инкубатора MOST Алима Хамитова, этот закон должен расшевелить всю экосистему «стартап – инвестор».
«Для инвестора сейчас более понятно, как должен происходить процесс финансирования, и он может хотя бы каким-то образом минимизировать риски. Мы как частный инкубатор дальше развиваем направление бизнес-ангелов, то есть ищем людей с деньгами и готовых инвестировать», – рассказал Алим Хамитов. Он отметил, что подобные инициативы в настоящее время формируются и на республиканском уровне.
«Это ассоциация инвесторов, которая подразумевает вхождение туда трех сторон. Это местные инвесторы, то есть местный капитал, зарубежный капитал и государственное участие. Можно рассматривать разные схемы, один из сценариев – это инвестировать один к одному», – поделился он. Спикер отмечает, что, возможно, скоро будут анонсированы первые результаты деятельности этой организации. Вопрос в том, решатся ли с приходом новых бизнес-ангелов существующие проблемы.
Проблемы инвестирования
Как уже упоминалось, одна из проблем венчурного финансирования состоит в подходе самих инвесторов. Алексей Сидоров считает, что на текущем этапе в Казахстане низкий уровень доверия между инвестором и стартапером. «Для того чтобы каким-то образом минимизировать риск потери денег, стартаперу предлагаются довольно невыгодные условия. Например, деньги дают под залог либо пытаются забрать у предпринимателей слишком большую долю бизнеса», – отметил Алексей Сидоров.
В международной практике, по его словам, это пройденный этап. «Давно стало понятно, что предпринимателям нужно дать возможность работать и мотивировать их на дельнейшее развитие, а если львиная доля в его бизнесе принадлежит инвестору, то о мотивации речи быть не может», – считает спикер.
Таким образом, возможности начинающих бизнесменов и стартапов в привлечении средств на первом этапе довольно ограниченны. Это касается в том числе и государственных программ, направленных на развитие стартап-индустрии. «Условия, которые должен выполнить предприниматель, чтобы получить какое-то финансирование, являются большим барьером, который немногие готовы перешагнуть», – говорит Алексей Сидоров. При этом, по его словам, нередко решение о выдаче денег зачастую принимается на основании не того, насколько талантлив предприниматель или команда, а того, насколько правильно выполнены формальные требования. И это, по мнению бизнесмена, является самой большой проблемой.
Еще одна сложность заключается в отсутствии критической массы качественных проектов, считает Алим Хамитов.
Согласно данным международной платформы стартапов StartupBlink, в Казахстане есть всего 27 проектов. При этом Казахстан занимает 71-е место среди 197 стран, находящихся в глобальном рейтинге экосистем. Самые популярные проекты – это Iris, Singularity Lab и Hexlet. Наиболее активные индустрии – это образование, мобильные услуги и недвижимость.
«Это говорит о том, что нам нужно открываться, рассказывать, что у нас есть проекты, стартапы, которым удалось привлечь средства, и не только местных инвесторов», – говорит г-н Хамитов.
MOST поддерживает стартапы в привлечении средств. «Мы помогаем ребятам, которые в том числе находятся на стадии идеи. Почему мы это делаем? С точки зрения бизнеса это нам не интересно, так как это неустойчивая модель. Но в целях развития всей стартап-экосистемы мы не бросаем это направление», – поделился Алим Хамитов.
Он также отметил, что в Казахстане стали появляться венчурные фонды. И есть надежда, что благодаря принятому в прошлом году закону помимо стартапов появится и критическая масса частных инвесторов, фондов и партнерств по принципу ГЧП.