Ресурсы

Более 800 тонн меди вывозит в Европу предприниматель из Карагандинской области

Бизнесмен Ардак Жаксыбаев рассказал Kursiv, почему экспорт казахстанских недр стал выгодным бизнесом

Казахстанская медь сегодня пользуется большим спросом у Китая, России и стран Евросоюза. О том, с какими трудностями встречаются те, кто занимается логистикой транспортных путей, и почему экспорт казахстанских недр стал выгодным бизнесом, в интервью «Курсиву» рассказал предприниматель Ардак Жаксыбаев.

– Транспортная логистика становится все более популярным видом предпринимательства. Откуда такой интерес к этой сфере?

– Транспортной логистикой я начал заниматься пять лет назад. А общий предпринимательский стаж у меня 13 лет. Как и многие бизнесмены, начинал с розничной продажи. Доход у меня был стабильный, но небольшой. Поэтому хотелось расшириться. Сначала решил попробовать свои силы в строительной индустрии. Но, как позже оказалось, в этой сфере много барьеров, которые ставят государственные структуры, являющиеся к тому же заказчиками.

Из-за многих преград, которые возникали по вине заказчика, работа не сложилась. Да и сумма вырученных средств оказалась не такой, как я ожидал, – около 6 млн тенге в год. Тогда же, занимаясь строительством, я обратил внимание на спецтехнику, перевозящую строительные материалы. Тогда и пришло решение заниматься транспортной логистикой.

– Насколько сложным оказался переход на новый вид бизнеса?

– Особых трудностей не было. Без сомнения, пришлось заняться изучением данной сферы. Знакомился с секретами профессии. Сразу отмечу, что особенность транспортной логистики заключается в том, что здесь можно начинать работать без определенного опыта. Хотя, признаюсь, в первое время было весьма трудно. 

Я начал работать по договору аренды. Когда понял, что перевозка груза приносит хороший доход, решил взять в лизинг новую технику. Было очень непросто. Кредиты у нас кабальные, выдают их под высокие проценты. Да и транспорт обходится дорого. Так, к примеру, один самосвал «Shacman» китайского производства продают за 24 млн тенге. Еврофура, пусть даже и не новая, но в хорошем состоянии и грузоподъемная, стоит в среднем 20 млн тенге. Чуть дешевле ГАЗель.

Первые годы большая часть прибыли уходила на погашение кредита. Тем не менее дело бросать не собирался, и в настоящее время у меня в наличии 28 видов транспорта, из которых часть ездит за границу, остальные занимаются перевозками по Казахстану.

– Вы перевозите медь. Расскажите, куда она экспортируется? 

– До перевозки меди были товары народного потребления, которые наше предприятие развозило по Казахстану. Потом мне удалось заключить контракт с тремя месторождениями полезных ископаемых в Карагандинской области. Правда, в настоящее время остались лишь два заказчика. Третий принял решение работать с конкурентной компанией. 

Одним из наших бизнес-партнеров является ТОО «Сарыарка купер», добывающее медь. Этот химический элемент пользуется сегодня большим спросом. Поэтому многие недропользователи экспортируют медь за рубеж. Сейчас основными потребителями меди являются Китай, Нидерланды, Болгария и Россия.

– Сколько тонн меди вывозится за рубеж? Есть ли сложности ее экспорта?

– Только наша компания в месяц вывозит 810 тонн меди из Казахстана за рубеж. Часть этого минерала уезжает в грузовых машинах, другая по железной дороге. Отмечу, что ни одна компания среднего уровня не сможет вывезти полезные ископаемые незаконно за пределы Казахстана. Более того, в департаменте госдоходов ведется строгий учет вывоза данного минерала. Поэтому перевозчикам необходимо оформить сопроводительные документы, сертификаты и санитарные книжки.

Да и страны Евросоюза не примут контрабандный товар. Западные заказчики весьма бюрократичны в вопросах, касающихся документооборота. Зато на дорогах в этих странах всегда зеленый свет. Главное соблюдать правила – шесть часов едешь, три часа отдыхаешь. Большое значение местные дорожные полицейские придают параметрам тахометра, благодаря которому водители не превышают максимально допустимую нагрузку.

А вот российские бизнесмены и полицейские очень похожи на казахстанских. Проблемы с сотрудниками дорожно-полицейской службы решаются на месте. Что же касается российских предпринимателей, то они сначала закажут товар, а потом по причинам, понятным только им самим, могут отказаться от его получения. А то и вовсе начнут сотрудничать с нашими конкурентами. Поэтому я всегда стараюсь подстраховаться и требую предоплату. Только в этом случае наши партнеры из ближнего зарубежья соблюдают все пункты договора. Так же мы работаем с казахстанскими предпринимателями. Кроме того, в нашей сфере много конкурентов, которые постоянно демпингуют и не всегда играют по правилам. Таков казахстанский бизнес.