На территории СНГ работают всего четыре завода по выпуску электроизоляционных материалов. Причем два базируются в Петропавловске, это компании «Блок» и «Изолит». Руководитель завода ТОО «Блок» Анатолий Сысоев рассказал «Курсиву», с какими трудностями сегодня сталкиваются компании, работающие в данном направлении, и что делается для того, чтобы удержать бизнес на плаву.
В условиях снижения спроса
– Анатолий Васильевич, что сегодня представляет собой рынок электроизоляционных материалов? Как много предприятий работает в этой сфере по Казахстану?
– На рынке электроизоляционных материалов в странах СНГ работает только четыре завода. Это компании «Блок» и «Изолит» из Петропавловска, предприятия в Молдове и в Москве. Мы в этом списке занимаем достойное место, выигрываем ежегодные тендеры на поставку материалов на 12 электровозоремонтных заводов Российской Федерации. Это вообще основные покупатели электроизоляционных изделий. Доля рынка, если считать в рублях, составляет у нас 100 млн.
– Не мало ли подобных предприятий для такой большой территории как СНГ?
– На самом деле достаточно, потому что наблюдается снижение потребления электроизоляционных материалов. Это происходит потому, что парки электровозов начали обновление. Тогда как раньше их основное число составляли тепловозы и электровозы прошлого поколения, требовавшие частых ремонтов. Помимо них продукцию закупают предприятия, занимающиеся ремонтом электродвигателей.
– Чаще всего электроизоляцию покупают именно россияне? Насколько в Казахстане велика потребность в данном материале?
– На российский рынок приходится порядка 93% наших поставок. Изначально мы были ориентированы и на казахстанский рынок тоже, но наш Атбасарский электровозоремонтный завод постепенно снижал объемы и сейчас практически не работает.
– С какими еще проблемами сталкиваются заводы, работающие в сфере производства электроизоляции?
– Самым острым вопросом является поставки слюды – основного компонента миканитов (горячепрессованный материал, применяемый для электроизоляции. – «Курсив»). Раньше ее производили в России. Но несколько лет назад добычу слюды россияне посчитали делом ненужным и карьер закрыли. Опять же из-за нерентабельности. Теперь ее приходится закупать в Индии. В данное время слюду можно приобрести только в этой стране. Выходит примерно на 20–30% дороже, чем раньше. Сравнивая в ценовом соотношении, если было прежде $6, то сейчас порядка $10 за килограмм. Дорогой это материал потому, что его добыча – труд ручной и вредный.
– И работа с данным компонентом тоже считается вредным производством?
– Да. Кроме того, это очень тяжелый труд. На обучение одной клейщицы требуется минимум год-полтора. На нашем предприятии с этим материалом работают 32 человека. Такой численности коллектива достаточно, чтобы полностью выполнять план. В месяц мы производим до четырех тонн электроизоляции.
И на отечественном рынке приходится тягаться
– Еще одним направлением вашего предприятия является производство гидроизоляции. Сейчас существует множество брендов, производящих такую продукцию. Тяжело ли тягаться с ними на рынке?
– Отмечу, что наш продукт – единственный в странах СНГ. Он называется «ризолин», мы начали его производить 12 лет назад, и это полностью наша запатентованная разработка. Стараемся брать качеством. Одна из крупных российских компаний, также производящих гидроизоляцию, давно завоевала казахстанский рынок. Стоимость любой их продукции в России дороже, чем в РК. В Казахстане они, чтобы захватить рынок, демпингуют. И получается, что наш продукт на 3–5% дороже. Изначально тягаться с ними было очень тяжело. И сейчас мы фиксируем тенденцию, что российский производитель потихоньку уходит, потому что у их кровельного покрытия срок службы составляет от 3 до 7 лет, тогда как наш материал служит не менее 20 лет. За 12 лет работы по качеству нашей гидроизоляции не было ни одной жалобы.
– В последние годы активно возводится жилье. Востребована ли у местных застройщиков ваша продукция?
– Пока ситуация такая: кто-то соглашается работать с нашим материалом, кто-то берет все самое дешевое, но в таком случае через несколько лет все равно обращаются к нам. Вообще, я считаю неверным то, что гарантия на дом от застройщика составляет всего 2–3 года. Минимум должно быть 7 лет, чтобы все материалы прошли проверку на качество. В том числе и те, что применяются для кровли. А нынешний установленный срок слишком мал.
– Какие еще решения принимаются руководством, чтобы удержать завод на плаву? Диверсификация производства является такой мерой?
– Да, принято решение расширить список направлений нашей деятельности. В связи с падением спроса на электроизоляцию на заводе появились несколько новых цехов, где занимаются производством технического льняного масла и фасовкой сельскохозяйственной продукции.