Инвестиции

Алмас Чукин: Зачем Казахстану биржа за $60 млн в год?

По словам финансиста, на одну биржу тратятся средства на поддержание, а вторая показывает прибыль

Около двух лет финансовые журналисты страны пытались сравнить концепции и работу KASE и МФЦА, но участники рынка, под разными предлогами, отказывались отвечать на вопросы массмедиа. Когда были оставлены все надежды и горячая тема почила в бозе, случился саммит CFO SUMMIT 2019. 

Столичный эксперт Рахим Ошакбаев, наверное, не знал о табуированных рассуждениях в Алматы. Поэтому задал спикерам одной из сессий CFO SUMMIT 2019 вопрос: «Могут ли на таком маленьком рынке мирно существовать 2 биржи?»

Профессиональный финансист со стажем Алмас Чукин, чтя неписанные правила сообщества, пообещал отвечать уклончиво, но начал с резкостей: «Одна биржа явно порождение государства — $60 млн в год тратится на нее поддержание. Втора биржа показывает прибыль. Но, проблема же не в этом. Сегодня на рынке капитала — нет капитала. Для того чтобы плавать нужна вода в бассейне, если ваш бассейн пуст, можно быть очень хорошим пловцом, но вы не поплывете. Внутри страны капитал исчез».

Кому как ни Казахстанской ипотечной компании не знать, что на фондовом рынке РК нет институциональных инвесторов. Глава КИК не присутствовал на саммите. 

«Раньше нашими инвесторами были частные пенсионные фонды, но после пенсионной реформы и объединения ПФ в ЕНПФ рынок заметно сузился, вместо 16 крупных институциональный инвесторов мы получили одного. Кстати, с момента слияния, в 2013 году, Казахстанская ипотечная компания погасила перед Единым накопительным пенсионным фондом обязательств на сумму свыше 43,5 млрд тенге. Из них 35 млрд — основной долг, оставшаяся часть – вознаграждение. Однако, после создания ЕНПФ ни одна ипотечная облигация фондом не была приобретена», — констатировал председатель правления АО «Казахстанская ипотечная компания» Адиль Мухамеджанов к эксклюзивном интервью Kursiv.kz. 

Конечно, на CFO SUMMIT 2019 никто не обсуждал возможное введение компаний по управлению активами, которые смогут самостоятельно инвестировать деньги будущих пенсионеров. Между тем, слово взяла Елена Бахмутова – глава Ассоциации финансистов Казахстана. Как настоящий руководитель общественной организации, она призвала всех к сотрудничеству, а еще объяснила осеннее противостояние Национального банка и МФЦА. О скрытом конфликте почти никто не писал. Акции компании «Казатомпром» размещались на двух площадках: в Лондоне и МФЦА. Нормативные ограничения регулятора не позволили местным брокерам и банкам совершать первичные сделки с этими ЦБ в Казахстане. В итоге, большую часть акций на LSE купили ЕНПФ – очень удачное приобретение для казахстанцев.

«Не должно быть конкуренции двух бирж. К ценным бумагам всех национальных компаний должны иметь доступ все институциональные инвесторы. Но, в МФЦА они не могли иметь. Это сделал регулятор. Почему так произошло? Регулирование рынка ЦБ строится на том, что ликвидность инструментов распознается с точки зрения листинга определенной биржи. Если регулятор не имеет рычагов управления по установлению этого листинга, как это произошло с МФЦА, он действует по принципу всех регуляторов: если не понимаем — значит запрещаем. Выгодно это эмитентам? Нет, потому что эмитент, размещаясь на бирже, надеется на то, что будет достаточно ликвидности, будет большое количество инвесторов», — отрезала глава АФК. 

По словам Елены Бахмутовой, закрытость никому не играет на руку.

«Если это выгодно участникам рынка — значит у них должен быть доступ, если это выгодно эмитентам — значит должен быть доступ. Нельзя допускать конкуренции 2 бирж, нужна синергия. Для этого должно быть четкое понимание для кого существует торговая площадка. Должна быть возможность доступа и там, и там, а жизнь покажет, кто нужней рынку», — резюмировала спикер.

Ранее председатель Kazakhstan Growth Forum Ельдар Абдразаков заявлял о недостатке инвесторов на фондовом рынке Казахстана.