Земельная комиссия Шахтинска изначально одобрила выделение участка для разведения австралийских раков под городом. Предприниматель, собиравшийся вложить в необычный для региона помысел около 100 миллионов тенге, получил землеустроительный проект. Решение оставалось только за акиматом, но он ответил отказом.
Мечты не сбываются
Бизнесмен Павел Баранов намеревался организовать первое в Карагандинской области раковое хозяйство. Идею, как он говорит, ему подсказал сам рынок: вылавливать членистоногих в водоемах запрещено, однако спрос на них огромный.
«Австралийский рак набирает свой товарный вес 100–120 г за год. Местному раку для этого нужно намного больше времени – 6–7 лет. Каждую зиму он уходит в спячку и перестает расти. Я хочу построить ангар с системой замкнутого водоснабжения, где температура воды круглый год будет составлять плюс 18 градусов. Благодаря этому рак не будет уходить в спячку. В год я собираюсь производить от 6 до 10 т рака. Также в мои планы входит открытие карпового хозяйства с проектной мощностью 100 тыс. т рыбы в год», – рассказал «Курсиву» г-н Баранов.
Предприниматель присмотрел подходящий земельный участок площадью 18 га в поселке Долинка и обратился в акимат города Шахтинска.
«Специалисты из отдела предпринимательства выезжали на место и убедились, что земля пустует, на ней даже трава не растет. По их рекомендации я составил бизнес-план и собрал документы для получения участка в аренду без проведения торгов на основании реализации инвестиционного проекта», – говорит Павел Баранов.
11 октября 2018 года предприниматель сдал документы в отдел земельных отношений Шахтинска. Спустя 11 дней земельная комиссия вынесла положительное заключение. 4 декабря ему выдали землеустроительный проект. В течение семи рабочих дней акимат должен был принять соответствующее решение. Однако 16 января 2019 года он вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка.
Кого боится акимат
Между тем юристы считают отказ местного исполнительного органа неправомерным.
«Акимат отказывает на основании того, что данный участок не входит в категорию земель для реализации инвестиционного проекта. Однако, по стандарту оказания государственной услуги, предпринимателю могли отказать только в случаях изъятия у него участка или предоставления им неполного пакета документов. Более того, в Земельном кодексе РК ничего не сказано о категории земель «для реализации инвестиционного проекта», – отметил на совете по защите прав предпринимателей юрист РПП «Атамекен» Азамат Даненбаев.
Как оказалось, чиновники отказали предпринимателю, поскольку испугались прокурорской проверки.
«Действительно, 22 октября было проведено заседание земельной комиссии, где большинством голосов было принято решение о предоставлении земельного участка в качестве инвестиционной преференции без проведения аукциона. В это же время прокуратурой Шахтинска была проведена проверка, по результатам которой были выявлены факты незаконной выдачи земель без проведения торгов и аукционов. Два главных специалиста рабочего органа получили взыскания – строгие выговоры», – сообщил заместитель акима города Шахтинска Нурлан Мажитов, возглавляющий земельную комиссию.
Кто как понял
Хотя проверка не коснулась земельного участка, предназначавшегося для Павла Баранова, члены комиссии решили более детально изучить полученные от него ранее материалы. И вдруг выяснили, что выдача участка ему невозможна.
«Мы шли в разрез с действующим законодательством. Бизнесмен нарушил требование подпункта 9 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса РК «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, на торгах». Также им не были соблюдены условия статьи 285 Предпринимательского кодекса РК «Порядок получения инвестиционных преференций». Поэтому мы провели повторное заседание комиссии, где большинство проголосовало за вынесение отрицательного решения», – пояснил г-н Мажитов.
По его словам, для получения земельного участка в качестве инвестиционной преференции без конкурса предпринимателю необходимо обратиться в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. После заключения инвестиционного контракта с ведомством он будет вправе снова обратиться с заявлением в акимат. В противном случае участок можно приобрести через участие в конкурсных процедурах – на торгах или в аукционе.
В свою очередь Павел Баранов утверждает, что для него не имеет значения способ предоставления земельного участка.
«Мне без разницы: получить землю на конкурсе или без него. Главное – получить. С самого начала я действовал по алгоритму отдела предпринимательства. И теперь не понимаю, почему мне отказывают в выдаче земельного участка. Заключить инвестиционный контракт с Министерством я не могу, поскольку стоимость моего проекта не такая высокая. Там речь идет о миллиардах тенге», – прокомментировал «Курсиву» предприниматель.
Некоторую ясность в рассмотрение вопроса внес Азамат Даненбаев. Он считает, что проблема с выделением земельного участка возникла из-за неверной интерпретации чиновниками требований законодательства: принимая во внимание одно основание, они не учли другого.
«Мы видим, что происходит различное толкование законодательства. Реализация инвестиционного проекта является отдельным основанием для того, чтобы не проводить конкурс. Это подпункт 1 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса. Есть стандарты оказания государственных услуг предпринимателям. При этом контролирующие органы ставят в противовес им совсем другие нормы, которые являются сомнительными. Мы думаем, этот вопрос необходимо проанализировать и провести соответствующую проверку», – подчеркнул спикер.
По мнению председателя совета по защите прав предпринимателей Серика Торегельдина, в доработке нуждается само понятие инвестиционного проекта.
«Мы же не можем ездить на «Жигулях» и всех убеждать, что мы едем на «Мерседесе». Поэтому нужно четко определиться, является ли тот или иной проект инвестиционным. Сегодня мы выделим этот участок, но не получится ли, что мы окажем медвежью услугу? Предприниматель потратится, а потом окажется все-таки прав акимат. В каком свете мы будем выглядеть?» – задался вопросом Серик Торегельдин.
Этот вопрос он предложил адресовать областному акимату и департаменту АДГСПК по Карагандинской области.