Казахстан, еще два года назад поставлявший в Афганистан 2 миллиона тонн пшеницы и муки, сегодня уступает свои позиции предпринимателям из Узбекистана. На это указал на правчасе вице-спикер мажилиса Владимир Божко.
«В свое время мы поставляли 2 миллиона тонн пшеницы и муки в Афганистан. Сейчас мы вынуждены констатировать, что мы этот рынок теряем. Потому что его занимает представитель узбекского бизнеса, который по дешевке закупает у нас зерно, построили много мельниц, и сейчас его поставляют в Афганистан. Плюс отдельные страны Центральной Азии, региона имеют заградительные таможенные пошлины для наших товаров. Что делает ваше министерство, чтобы мы активизировали», — задался вопросом вице-спикер Мажилиса Владимир Божко.
В ответ вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев сообщил, что МИИР намерено нарастить количество товаров, экспортируемых в Афганистан.
По его данным, на сегодня туда экспортируются пшеница, мука, прокат, семена льна и природный газ на сумму более $520 млн.
«Тем не менее, у нас имеется потенциал еще на 24 товарные позиции нашего экспорта. Соответствующая работа министерством проводится. Сейчас отрабатывается совместно с нашими приграничными государствами, с Узбекистаном, Туркменистаном, самим Афганистаном вопрос загрузки наших терминальных мощностей, чтобы наша экспортная продукция могла там размещаться. И строительство новых грузовых терминалов на территории Афганистана. По железнодорожному и автомобильному транспорту добавлю, что сейчас формируется совместный перечень перспективных проектов, соответствующие бумаги между министерствами отправлены, мы ждем ответа от афганской стороны. По вопросу недропользования большая перспектива имеется. Как вы знаете, в Афганистане есть большие объемы нефти, меди, бериллия, марганца и олова. В настоящее время компании «КазМунайГаз», «Казгеология» ведутся переговоры по отбору потенциальных проектов. Из крупных проектов — это разработка трех нефтегазовых месторождений (Ятентаг, Тотимайдан и Тирпу — Kursiv). Эти месторождения сейчас находятся также в проработке. По всем этим направлениям работа проводится, мы ожидаем в ближайшее время результатов», — сказал он.
Прокомментировал он и вопрос относительно снижения заградительных пошлин и «моментов, которые имеются у нас на отдельных границах по пути наших товаров в Афганистан».
«Основной вопрос это, конечно, обеспечение хранения и перевалки нашей продукции. Поэтому в этом направлении сейчас на первом этапе есть план и программа загрузки существующих мощностей терминальных, отдельная программа по строительству новых мощностей. В июле ноябре 2018 года прошла совместная встреча представителей Казахстана, Узбекистана, Туркменистана на приграничных терминалах. Поэтому сейчас строительство на первом этапе признано нецелесообразным, на втором этапе строительство новых. Сейчас существующие терминалы, их планируется загрузить. Эти терминалы находятся в Узбекистане, Туркменистане», — резюмировал вице-министр.
Его ответ не совсем удовлетворил Божко.
«Мы вопрос о развертывании наших складов и наших элеваторов в Мазари-Шарифе ставили еще 8 лет назад. Из-за этого практически мы теряем (рынок Афганистана – Kursiv). Афганцы не хотят заключать с нами договор, поскольку три месяца идет мука, за это время меняется и зерно, и цены меняются. И они перестают заключать договоры с нами и работают с узбекскими компаниями», — указал он.