2018 год в Северо-Казахстанской области отмечен массовым развитием огородничества. Местные власти специально предоставили земельные наделы, чтобы начинающие и опытные овощеводы помогли закрыть ежегодную потребность региона в местной продукции. Цены для населения действительно снизились, особенно на картофель. Однако на рынке корнеплодов возник переизбыток, и предприниматели понесли убытки.
Перенасытили…
В СКО картофель минувшей осенью оптом продавали по 90 тенге за килограмм, сегодня – по 35 тенге. Падение стоимости второго хлеба обусловлено реакцией рынка на переизбыток корнеплодов, информируют в профильном госоргане.
По данным регионального управления сельского хозяйства, в 2018 году местные овощеводы увеличили площадь угодий под картофель на 8 тыс., до 40 тыс. га. При хорошей урожайности удалось собрать порядка 600 тыс. т овощей. Для сравнения: в 2016 году валовой сбор составил 523 тыс. т., а в 2017-м вышло куда меньше – 502,6 тыс. т.
Активнее заниматься огородничеством, в том числе картофелеводством, в прошлом году североказахстанцев призвали власти региона. В развитии овощеводства они не только видели способ пополнить закрома, но и ставили задачу решить проблему безработицы в сельской местности.
Начинающим земледельцам предоставляли свободные гектары, а с техникой им помогали местные сельхозпредприятия. План в итоге был перевыполнен – в огородничество ожидалось вовлечь 4960 человек, однако, по данным управлении сельского хозяйства, в дело вошли 5430 сельчан. Многие занялись выращиванием неприхотливого корнеплода.
Сегодня здесь возник переизбыток картофеля. Но пока соседние регионы, имея отлаженные каналы поставок, не спешат в Северо-Казахстанскую область за продукцией. А местные бизнесмены жалуются на то, что экспортом сегодня заниматься тяжело. Так, например, кыргызский рынок сполна обеспечен продукцией с юга РК. Для СКО картофелеводство стало проблемой еще и в связи с отсутствием специализированных хранилищ, где продукция могла бы лежать до повышения спроса. В текущем году в регионе появилось только одно, на 2 тыс. т. И это хранилище построено не только под картофель, но и для хранения другой продукции с полей.
Какую-либо помощь овощеводам местный исполнительный орган сегодня не предложить не может. В управлении сельского хозяйства лишь говорят, что решать вопрос сбыта в перспективе помогут предприятия переработки. В СКО планируется построить завод по производству крахмала. Однако пока инвесторы конкретных проектов не предлагают.
Акимат не виноват?
Впрочем, в ближайшие две недели на 10–15 тенге картофель подорожать может, считает североказахстанский фермер Андрей Стрелец. 19 февраля текущего года в Казахстане вступил в силу запрет на ввоз подкарантинной продукции из Кыргызстана и Узбекистана. Впрочем, по словам бизнесмена, эти соседние государства и не являются главными поставщиками. К нам товар через их рынки поступает из Китая.
«В основном на 90% оттуда поступает китайский картофель. У Кыргызстана и Узбекистана нет таких объемов, чтобы покрыть казахстанский рынок. Для наших предпринимателей это ограничение на ввоз – хорошая новость. Цены на картофель поднимутся», – подчеркнул в разговоре с «Курсивом» г-н Стрелец.
Впрочем, зависеть только от колебаний на рынке и действий конкурентов, по мнению Андрея Стрельца, нельзя. В картофелеводстве, как и в любом другом деле, нужны расчет и планирование.
«Ошибочно считать, что все начали заниматься картофелеводством по поручению властей. Направление показалось выгодным, так как в 2017 году случился неурожай, и цена за тонну составляла 90–110 тыс. тенге. После этого многие и ринулись высаживать картофель, – отмечает бизнесмен. – Много дилетантов пришло в этом году. Не имея хранилищ, они занимаются только сбытом, а хранение, конечно, дорогое. У нас фермеры привыкли к тому, что к ним дядя приедет и в любом случае купит все, что они вырастили. Но думать о продажах необходимо заранее. У меня, например, несколько человек реализацией занимаются. Это же все не просто так».
Нужен серьезный подход
На его бизнесе перенасыщение рынка почти не отразилось. Андрей Стрелец занимается выращиванием экопродукции без использования химических добавок. Различные гербициды он заменил биогумусом – органическими удобрениями, которые производят дождевые черви. Предприниматель активно продвигает вермикультивирование по стране. Картофель и другие овощи с приставкой «эко» реализует в Астане и Алматы. Несмотря на то что продажи картофеля упали по всему Казахстану, г-н Стрелец смог их увеличить и даже вышел на экспорт.
«Мы в конце прошлого года попробовали отправлять продукцию в Туркменистан. 40 т ушло на чипсовые сорта. Вообще, им требовалась одна тысяча тонн, но у нас пока объемы поскромнее. Мы дополнительно 50 га земли оформили, будем практически в 2 раза увеличивать площади посевов. По урожайности в прошлом году один участок паровой дал 52 т с гектара, а основное поле – 28 т с гектара», – рассказал североказахстанский фермер.
Вообще, минувший год выдался урожайным. Собирали в среднем от 25 до 30 т картофеля с гектара. Но правильно распорядиться результатами своего труда местные земледельцы не смогли, говорит Андрей Стрелец.
«Я многим предлагал скооперироваться, пройти европейскую сертификацию и продавать этот картофель на рынках Казахстана и других стран. Один я со своими 25 га, конечно, это не потяну. Некоторые коллеги сначала согласились, но потом от этой затеи отказались», – отмечает предприниматель.
Андрей Стрелец считает, что бизнесменам, рассчитывающим получать от овощеводства прибыль, необходимо не только заботиться об объемах урожая, но и браться за мойку, фасовку продукции, изготовление популярных у населения продуктов, вроде картофеля фри. В соседних регионах переработку осваивают, и если североказахстанцы отстанут, то местный рынок заполонят конкуренты. Кроме того, необходимо совершенствовать и технологии выращивания.
«Мы должны учитывать фактор конкуренции. Например, в Павлодарской области фермеры засевают до 400 га картофелем и используют современную технику. Одно из хозяйств только 1,2 млрд тенге в полив вложило. И результат у них соответствующий», – резюмирует фермер.