Банки и финансы

Инвесторы вновь проявляют интерес к России, Китаю и Узбекистану

В поисках доходности инвесторы вкладывают капитал в развивающие рынки, тогда как центральные банки мира наоборот проявляют осторожность, пишет The Wall Street Journal

Приток инвестиций на развивающиеся рынки идет быстрыми темпами, наглядно демонстрируя то, как много инвесторов всего через месяц после обрушения фондовых индексов вновь обрели тягу к риску. 

Воодушевленные отсутствием резких изменений в денежно-кредитной политике центральных банков, а также уменьшением опасений по поводу мировой торговли, управляющие активами в поисках доходности скупают все подряд по всему миру — от акций китайских компаний до чилийского песо. По данным Института международных финансов, в текущем году инвестиции в акции и облигации развивающихся стран составили $86 млрд, что больше объема инвестиций в эти рынки за последние девять месяцев 2018 года вместе взятые. В результате индекс развивающихся рынков MSCI вырос почти на 13% в сравнении с прошлогодним минимумом. 

Интерес к активам, которым свойственны резкие циклические колебания, это пример того, как за последние несколько недель поменялось отношение к рискам со стороны инвесторов, многие из которых еще недавно беспокоились о том, что Федеральная резервная система (ФРС) начнет сдерживать темпы роста экономики США, слишком быстро повышая процентные ставки. Высокая доходность и относительно невысокая стоимость акций в развивающихся странах со временем могут обеспечить хорошую прибыль, однако даже апологеты этого подхода говорят, что инвесторы должны быть готовы к резким спадам, как, например, прошлогодняя тенденция к понижению индекса развивающихся рынков MSCI. 

Тогда от падения индекса пострадали многие крупные и надежные игроки развивающихся рынков. Однако после того, как в этом году появились признаки того, что США и Китай близки к заключению торговой сделки, индекс Shanghai Composite вырос на 22%, хотя в 2018 году он достиг десятилетнего минимума. Поскольку спокойные валютные рынки побуждают инвесторов брать кредиты в низкодоходных валютах развитых стран и инвестировать в высокодоходные активы на развивающихся рынках, ранее терявшие в цене валюты, например, российский рубль, значительно укрепились.  

По данным исследовательской компании FactSet самым популярным на данный момент инвестиционным фондом, чьи акции торгуются на бирже является фонд iShares Core MSCI Emerging Markets, привлекший более $5 млрд. Еще три других биржевых инвестиционных фонда, которые работают на развивающихся рынках, входят в топ-11 по объему привлеченных в 2019 г. средств. 

Между тем, долгое время находившийся в изоляции Узбекистан легко привлек $1 млрд, разместив в феврале свой дебютный выпуск суверенных облигаций. При этом заявок от инвесторов было подано в восемь раз больше, чем проданных облигаций.  

Учитывая, что низкие ставки на развитых рынках, толкают инвесторов на поиски доходности в других странах, инвестиционный фонд eShares JPMorgan USD Emerging Markets, отслеживающий международные облигационные индексы, в этом году привлек почти $2,5 млрд. 

«В прошлом году развивающиеся рынки переживали тяжелые времена, но сейчас ситуация серьезно изменилась», — говорит Меган Грин, главный экономист Manulife Asset Management, отмечая, что «этот рост, очевидно, продолжиться и в будущем».

График: Портфельные потоки на развивающихся рынках, долги и капитал

555555555555555.png

Впрочем, ряд инвесторов уже начали проявлять осторожность, полагая, что доходность активов на развивающихся рынках не сможет сохраниться на прежнем уровне, поскольку рост мировой экономики замедляется. Кроме того, определенные риски представляют разразившийся недавно торговый конфликт между США и Европейским Союзом, а также всплеск энтузиазма по поводу повышения процентных ставок со стороны ФРС. 

В феврале Bank of America Merrill Lynch провел среди инвесторов традиционный опрос, выявивший, что покупка ценных бумаг на развивающихся рынках в настоящее время является самой популярной сделкой. За все время проведения таких опросов подобный результат был получен впервые. Со своей стороны, аналитики Capital Economics считают, что развивающиеся страны неизбежно столкнутся с трудностями вызванными экономическим спадом в мировой экономике, которая, по их прогнозам, будет расти наименьшими после финансового кризиса темпами. Кроме того, опасения экспертов вызывают готовность Китая использовать дополнительные экономические стимулы на фоне растущей задолженности, а также неопределенность в вопросе выхода Великобритании из ЕС. 

По словам специалиста по стратегиям в области портфельных инвестиций банка Natixis Джека Джанасевича, те, кто начал инвестировать только сейчас, т.е. уже после того, как цены начали расти, скорее всего основную прибыль упустили. В начале октября его компания разместила 14% своего базового портфеля в акциях развивающихся стран и уже обналичивает некоторые из них. 

«Мы информируем наших инвесторов о том, что торговля на развивающихся рынках довольно популярна, и объем инвестиций здесь достаточно большой. Однако возможно здесь не самая высокая доходность, которую они видели», — говорит он. 

Как отмечает, Кристофер Стентон, главный инвестиционный директор компании Sunrise Capital Partners, если волатильность развивающихся рынков усилится, это может разрушить местные активы и у инвесторов не будет возможности покинуть рынок на выгодных условиях. Индикаторы волатильности на рынке активов последние недели указывают на значительный спад, что напоминает ситуацию с относительно спокойными рынками, которые затем внезапно обваливались. В частности, так произошло с индексом Dow Jones Industrial Average, который в феврале прошлого года упал на 1175 пунктов, что стало первым по величине однодневным падением индекса. 

«Когда в такой ситуации люди начинают продавать свои активы, они обычно делают это без разбора», — отмечает Кристофер Стентон.

График: Волатильность S&P 500 против Развивающихся рынков

51111111111.png

Многие уже сейчас задаются вопросом, смогут ли китайские власти справиться с замедлением экономического роста страны без политических ошибок, которые только усугубят проблему. Согласно официальным данным опубликованным на прошлой неделе, в феврале активность в производственном секторе КНР достигла трехлетнего минимума, что обусловлено снижением мирового спроса, а также продолжительным празднованием китайского Нового года по лунному календарю. 

Власти страны предпринимают различные меры, чтобы стимулировать экономический рост, однако некоторые считают, что эти усилия не слишком сильно повлияли на повышение качества жизни простых граждан Китая. 

Как рассказал Джордж Лин, 35-летний переводчик-фрилансер из Пекина, он даже рассматривал возможность уехать из города, потому что его доходы растут не так быстро, как расходы на питание и аренду жилья. Недавно он переехал в старую квартиру поменьше, с целью оплачивать арендную плату и продолжать при этом откладывать деньги. 

«Здесь протекают трубы и мне неудобно приглашать к себе в гости друзей», — говорит Джордж Лин. 

При этом его запланированный отпуск в Европе находится под угрозой из-за растущей инфляции. 

Однако многие инвесторы по-прежнему придерживаются выбранного курса. Майкл Боллигер, глава отдела распределения активов на развивающихся рынках в главном инвестиционном офисе UBS Global Wealth Management, владеет китайскими акциями в количестве, превышающем инвестиционные бенчмарки поскольку рассчитывает на дальнейший рост. При этом в отличие от большинства инвесторов он ожидает, что ФРС США уже в этом году повысит процентные ставки. Но если это и произойдет, то только в условиях глобального роста, что пойдет на пользу развивающимся рынкам, отмечает он. 

«В целом, для себя мы видим, что рисковые активы, главным образом акции, включая акции развивающихся рынков, сохранятся на нашем инвестиционном горизонте минимум еще полгода», — говорит Майкл Боллигер.