Ресурсы

«Из кредитов не вылезаем»: как живут жители села Кокпекты спустя 5 лет после наводнения

Жители села Кокпекты за 5 лет так и не смогли оправиться от трагедии

Небывалое наводнение застало врасплох жителей села Кокпекты Карагандинской области 31 марта 2014 года. Потоки талой воды с многотонными глыбами льда унесли жизни пяти человек и 300 голов скота, затопили 300 домов. Корреспондент Kursiv.kz побывал на месте жуткого потопа спустя 5 лет и узнал, как сейчас живут пострадавшие.

К прорыву плотины на сельской речке привело резкое таяние обильных запасов снега. Трагедия, как установил суд, произошла по вине ее арендатора   Владимира Крючкова. Он  разводил в водохранилище рыбу и по этой причине вовремя не опустошил гидротехническое сооружение для приема талых вод.

По словам кокпектинцев, раньше уровень воды на водохранилище строго контролировался. Поэтому протекающая через село речка не представляла угрозы. Ее русло наполнялось водой только весной, а летом – пересыхало. Не ждут паводков они и теперь: после наводнения плотину размыло, вследствие чего вода стала проходить беспрепятственно.

Сегодня жители с ужасом вспоминают ночь с 30 на 31 марта 2014 года, когда произошло наводнение. Если одни успели вовремя покинуть жилище, то другим пришлось спасаться от ледяной воды на крыше.

Татьяна Кузнецова вместе с дочерью чудом уцелела при наводнении.

«Когда мы вышли из дома, воды было по щиколотку. Дорогу перешли: уже по колено. Потом поднялись на возвышенность, откуда нас смыло волной.  На мне была болоньевая куртка, которая вздулась, как спасательный жилет.   А дочь надела мои резиновые сапоги. Они были ей большими, поэтому она увязла в грязи. Я сразу же всплыла, и она меня схватила. Получается, я была для нее бревном.  Нас уже в речку выносило, я сказала про себя: «Господи, помоги». И вдруг стало тихо. В этот момент дочка за забор зацепилась рукой,  люди подбежали и нас вытащили», — рассказывает собеседница.

После переохлаждения медики диагностировали у женщины воспаление костей.

Другая жительница Кокпекты Нурия Хуснутдинова первые два года после наводнения почти не могла встать на ноги. В ее доме  вода стояла по невысокий человеческий рост.

«Полы вздымаются, стены лопаются, потолок вот-вот рухнет. Плесень, сырость, комары. Вот уже пять лет из кредитов не вылезаем. Ежемесячно платим 69 тыс. тенге. Вся моя пенсия – 47 тыс. тенге – уходит на уплату кредита», — сетует женщина.   

6.jpg

Жители, чьи дома власти решили не сносить, считают себя обманутыми. Им обещали, что материальный ущерб  возместит арендатор плотины. Однако после вынесения обвинительного приговора  гражданские суды отклонили их иски на 1,3 млрд тенге. Компенсации в размере от 700 тыс. до 1 млн тенге кокпектинцам выплатил благотворительный фонд, куда в общей сложности поступило 273 млн тенге. Этих денег, как признаются сельчане, им хватило только на «голые стены».

На фоне покривившихся саманных домиков в селе выделяются 49 строений, обшитых снаружи металлосайдингом. Они были построены на месте полностью разрушенных талыми водами жилищ. В октябре 2018 года суд обязал Владимира Крючкова возместить свыше 375 млн тенге, выделенных на возведение этих домов из резерва областного бюджета.

7.jpg

Узнав об этом, жители подали иски о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, однако в очередной раз получили отказ. Затем они обратились с коллективным  письмом в администрацию президента, в котором указали на незаконность действий чиновников и попросили обеспечить им правовую защиту по возмещению вреда. Сельчане заявляют, что готовы выйти на митинг, если ответ снова окажется отрицательным.

Впрочем, далеко не все кокпектинцы настроены на борьбу. 5 лет назад дом Натальи Забродской  полностью уничтожили глыбы льда, хлынувшие в потоке талых вод из речки. Сейчас она живет в новом доме, построенном на том же месте. Женщина признается, что страдает от плесени и сырости: постеленные на голую землю полы сгнили всего за три года. Однако на власти она не в обиде. Главное для нее – жить в своем доме.

Как рассказала главный специалист акимата Кокпекты Алия Жолдасбаева, после наводнения местный исполнительный орган  стал уделять больше внимания борьбе с паводковыми явлениями: оказывать помощь жителям в очистке арыков и раздавать им предупреждающие листовки, возводить насыпи из инертных материалов. Однако обозначить отношение властей к претензиям жителей она не смогла, сославшись на неполное владение информацией.

Между тем удалось узнать, что решением суда был прекращен срок аренды плотины Владимиром Крючковым. Сейчас производятся процедуры по передаче  гидротехнического сооружения из районной собственности на баланс КГП ««Қарағанды су қоймалары» акимата Карагандинской области. Какая судьба уготовлена для него в будущем, пока неизвестно.