Столица Германии возглавила глобальное движение за доступное жилье, сторонники которого стремятся помочь арендаторам, стесненным в средствах. И если адвокат Рузбе Тахери, защищающий права квартиросъемщиков, добьется своего, власти Берлина начнут изъятия квартир у крупных арендодателей.
В субботу 6 апреля юрист и его сторонники намерены начать сбор подписей в пользу инициативы, которая в случае одобрения позволит городским властям изымать собственность у всех арендодателей-частников, которые являются владельцами свыше 3 000 квартир и используют их для получения прибыли.
И это не единственная инициатива, направленная на изменение ситуации на рынке недвижимости в Берлине. В январе текущего года правящий бургомистр города Михаэль Мюллер предложил выкупить у частных владельцев порядка 50 тыс. квартир, а возглавляемая им берлинская фракция Социал-демократической партии Германии (СДПГ) намерена заморозить стоимость арендного жилья на следующие 5 лет.
Сегодня Берлин стоит во главе глобального движения, к которому присоединяется все больше городов и стран, и его сторонники рассматривают все более радикальные способы сдерживания роста арендной платы. Из-за растущих год за годом цен квартиросъемщики оказываются в сложном финансовом положении, и в связи с этим власти вынуждены предпринимать меры.
Сейчас некоторые из участвующих в движении стран и городов приходят к идее о том, что для сохранения доступности городского жилья недостаточно лишь стимулировать жилищное строительство и стремятся ограничить возможность частных арендодателей повышать плату.
Так, недавно правительство Испании установило лимит на увеличение арендной платы за жилье. Также за введение аналогичных мер по контролю размера арендной платы или усиление там, где они уже есть, борются законодатели Нью-Йорка и Чикаго.
Однако ни один город не зашел так далеко, как Берлин.
И если инициатива Тахери «Экспроприируем Deutsche Wohnen» (компания является одной из крупнейших на рынке арендодателей квартир) звучит как несбыточная мечта левых, то результаты опросов общественного мнения говорят о другом.
Согласно опросу, проведенному в феврале институтом Forsa, 44% берлинцев в целом поддерживают инициативу по изъятию квартир, против выступают 39%. При этом левая партия Die Linke, одна из трех партий в коалиционном правительстве города, является сторонницей экспроприации, а партия зеленых пока не определилась.
Примечательно, что предложение об изъятии квартир основано на статье 15 конституции ФРГ, согласно которой власти вправе изымать земли ради общественного блага. Арендодатели получат компенсацию, однако будет ли она выплачена по рыночной цене – момент спорный.
Впрочем, шансы на воплощение у инициативы все еще зыбкие. Так, чтобы проведение референдума стало возможным, Тахери для начала необходимо собрать более 170 тыс. подписей. При этом даже если избиратели проголосуют за предложение об изъятии, обязательным для исполнения оно не станет.
Представители отрасли ссылаются на то, что, несмотря на статью 15 конституции, экспроприация станет нарушением как федерального законодательства, так и законов земель и готовы оспаривать этот вопрос в суде. Также остается неясным, где Берлин возьмет миллиарды евро для выплаты компенсаций, поскольку городской бюджет и без того перегружен.
Но даже если инициатива не получит должной поддержки, отраслевые группы опасаются, что она будет способствовать росту левых настроений, окажет определенное влияние на политиков и еще больше подстегнет выступления против крупных арендодателей. На прошлой неделе несколько автомобилей, принадлежащих компании Deutsche Wohnen, были подожжены, и по одной из версий, озвученных полицией, возможно, это политически мотивированное преступление.
«Цель этой инициативы состоит в том, чтобы отпугнуть инвесторов и создать что-то токсичное, это удалось, что очень плохо для Германии и Берлина», – сказала Мануэла Дамианакис, пресс-секретарь компании Deutsche Wohnen.
По ее словам, отпугивая частных инвесторов, инициатива лишь затруднит строительство столь необходимого доступного жилья.
Со своей стороны, Рузбе Тахери считает, что даже если его предложение не станет обязательным к исполнению, мэрии Берлина будет трудно его игнорировать. Он подчеркнул, что бургомистр Мюллер предложил выкупить 50 тысяч квартир из частной собственности только после появления инициативы.
«Люди в других городах Германии наблюдают за нашей кампанией и говорят: «наконец-то появилось радикальное решение». Мы терпели радикализм свободного рынка многие годы, и теперь настало время для радикальных контрмер», – заявил Тахери.
Кризис в сегменте доступного жилья в Берлине возник относительно недавно. После приобретения статуса столицы объединенной Германии в 1990 году город оставался беднее и доступнее других германских городов, таких как Гамбург, Мюнхен и Франкфурт-на-Майне.
«10 лет назад проблемой Берлина были пустующие квартиры», – говорит Юлиан Задо, зампредседателя берлинской фракции СДПГ и один из сторонников заморозки арендной платы сроком на 5 лет.
В 2004 году власти Берлина продали частным инвесторам более 65 тыс. квартир, находящихся в общественной собственности.
Однако за последние 10 лет арендная плата выросла почти в два раза, поскольку в Берлин начали стекаться молодые люди со всей Европы, привлеченные знаменитой ночной и культурной жизнью города. В 2015 году федеральное правительство Германии ввело ценовой лимит, ограничивающий темпы повышения арендной платы в крупных городах.
Тем временем Берлин уже начал выкупать арендное жилье у частных арендодателей, хоть и в меньшем объеме, чем предлагает бургомистр Мюллер. Выкуп осуществляется в рамках закона, согласно которому властям города принадлежит преимущественное право выкупа в сделках с недвижимостью в районах, которые могут подвергнуться джентрификации.
Однако критики утверждают, что этой и других мер недостаточно для сохранения доступности жилья в городе, где более 80% квартир являются съемными. Только во второй половине 2018 года, по данным брокерской фирмы JLL, арендная плата в Берлине выросла на 9%, хотя жизнь в городе по-прежнему намного дешевле, чем в Лондоне или Париже.
Специалист в области урбанистики из Кембриджского университета Джоанна Кусяк считает, что в случае успеха инициатива Тахери могла бы послужить примером для других европейских городов и позволила бы им проводить более жесткую политику по защите прав арендаторов. По ее мнению, большое значение имеет и тот факт, что наиболее радикальные предложения по борьбе за снижение арендной платы за жилье «исходят из центра силы Европейского союза».
Справка
Джентрификация – вытеснение жителей с низкими доходами более состоятельным населением в результате реконструкции городских кварталов.