Банки и финансы

КГД объяснил ситуацию на казахстанско-кыргызской границе

Директор департамента администрирования таможенных операций КГД рассказал, что с 27 марта были усилены контрольные меры на границе

При ввозе и транзите грузов из Кыргызстана в/через Казахстан сохраняются многочисленные нарушения действующего законодательства, сообщил и.о. заместителя председателя комитета государственных доходов министерства финансов Куат Рахимов.

«С 27 марта мы усилили наши контрольные меры на границе. С 27 марта по 4 апреля у нас было перемещено порядка 1 080 транспортных средств. При этом 114 машин сразу же развернулись. Они сказали, что они отказываются от того, чтобы провели контрольные мероприятия по товаро-сопроводительным документам, соответственно, они признали то, что у них на сегодняшний момент по грузу, товарам и документам идет полное несоответствие», — сказал он на пресс-конференции 5 апреля, посвященной ситуации в пункте пропуска «Қарасу» на казахстанско-кыргызской границе.

Рахимов отметил, что по товарам, произведенным непосредственно на территории Кыргызстана или надлежаще оформленных, вопросов при ввозе или транзите через Казахстан нет, и время перемещения через границу составляет 15-20 минут.

По его словам, прошло две встречи с руководством таможенной службы Кыргызстана, где была достигнута договоренность проводить совместно все контрольные мероприятия. При этом Рахимов сообщил, что кыргызская сторона признала вероятность занижения стоимости и других моментов.

«В первую очередь это вопросы, касающиеся уплаты косвенных налогов. К примеру, если товары перемещаются из Кыргызской Республики к нам в Казахстан, то они должны у нас платить НДС. Есть факты, когда товары заявляются к транзиту из Кыргызстана в Российскую Федерацию, но по факту эти грузы не перемещаются на казахстанско-российском участке и остаются у нас. Соответственно, эти товары растворяются на наших рынках, и очень большой и открытой остается проблема взыскания наших косвенных налогов», — сказал он.

Кроме того, есть вопросы по товарно-транспортным накладным.

«К примеру, основная масса товаров, которые перемещаются через нас, в накладных указывается одни виды товаров, а по факту перемещаются совсем другие. Занижается количество товаров, занижается стоимость товаров, объем товара и, соответственно, это количество, объем и стоимость являются основой для обложения товаров здесь косвенными налогами», — отметил Рахимов.

Проведенный мониторинг в отношении товаров, импортируемых в Кыргызстан из третьих стран, показал изменения структуры импорта, а также большую разницу в декларируемых ценах.

«Сильно изменилась структура импорта товаров, которые перемещаются (из третьих стран) в Кыргызстан. Здесь у нас есть опасения, что есть большое занижение контрольной таможенной стоимости товаров. К примеру, если взять последние проведенные анализы, то в структуре импорта увеличился объем неналогоемких товаров. К примеру, грецкие орехи были завезены в первом квартале этого года на 9 тыс. тонн в Кыргызстан при стоимости в пределах 40 центов (за 1 кг). Те же товары за этот период у нас составили порядка 90 тонн при стоимости порядка 90 центов за 1 кг», — привел он пример.

По его словам, у КГД много вопросов к заявляемым к ввозу в РК товарам.

«У нас есть вопросы, что заявляются не те товары, которые по факту перемещаются, и потом эти товары затем перемещаются на рынке Казахстана, России и Беларуси», — сказал Рахимов, отметив, что некоторые грузоперевозчики пытались проходить границу по другим документам.
 

Также он сообщил, что 150 транспортных средств находится в очереди для прохождения поста «Карасу» на казахстанско-кыргызской границе.

«Я думаю, что в целом, что ситуация, которая сегодня имеет место на нашей казахстанско-кыргызской границе, в ближайшее время стабилизируется… Что касается «Карасу» — по нашей информации на сегодняшний день в очереди находятся порядка 150 транспортных средств, но я еще раз повторю, что мы увеличили количество людей, которые участвуют непосредственно в этих мероприятиях. Мы максимально стабилизируем ситуацию по «Карасу», — сказал Рахимов.

По его словам, те грузовики, которые везут товары из Кыргызстана в или через Казахстан в Россию или Беларусь с соблюдением всех норм законодательства, проходят осмотр за 15-20 минут. При этом задержка у других грузоперевозчиков происходит при несоответствующих заявленному объему, количеству грузах, а также при наличии вопросов по декларируемой стоимости товаров.  

«С 27 марта мы усилили наши контрольные меры на границе. С 27 марта по 4 апреля у нас было перемещено порядка 1080 транспортных средств. При этом 114 машин сразу же развернулись. Они сказали, что они отказываются от того, чтобы провели контрольные мероприятия по товаро-сопроводительным документам, соответственно, они признали то, что у них на сегодняшний момент по грузу, товарам и документам идет полное несоответствие», — отметил Рахимов.

Он также сообщил, что до сих пор сохраняются расхождения в таможенной статистике по прохождению грузов из Китая, затруднившись сообщить цифры за 2018 год.

Что касается причин задержек при прохождении грузов через границу Рахимов также указал и погодные условия.

«У нас есть случаи, когда заторы происходят из-за непогоды. Если помните, на казахстанско-российской границе, когда были сильные бураны и метели, у нас встали порядка 300 транспортных средств со стороны Российской Федерации», — сказал он.