Алматинский и Жамбылский областной центры профилактики и борьбы со СПИДом завышали потребность в необходимых на год лекарственных препаратах и затем уничтожали излишки, сообщила председатель комитета фармации министерства здравоохранения Людмила Бюрабекова.
«В текущем году по поручению министра здравоохранения, данным на коллегии министерства по итогам 2018 года, мы продолжили работу по созданию мониторинговых групп и в марте наши территориальные департаменты также с участием управления здравоохранения территориальных департаментов комитета охраны общественного здоровья, представители «СК-Фармации» и территориальных филиалов Фонда социального медицинского страхования провели проверки в диспансерах по обеспечению пациентов с онкологическими заболеваниями, психическими заболеваниями, больных туберкулезом и ВИЧ, СПИД», — сказала она на брифинге 8 апреля.
Во время проверок были проанализированы истории болезней, амбулаторные карты, данные информационных систем бесплатного лекарственного обеспечения и единой фармацевтической системы «СК-Фармация», а также договоры между медицинскими организациями и «СК-Фармацией» по поставке препаратов в 2018 году.
«По результатам проведенного мониторинга были выявлены ряд существенных недостатков. Первое – это некорректное формирование потребности в лекарственных средствах. Наглядным примером такого факта является уничтожение непригодных к реализации и медицинскому применению препаратов антиретровирусных центром СПИД Алматинской области на общую сумму 17 млн тенге. Данное уничтожение проведено в марте текущего года и были уничтожены неиспользованные препараты 2017-2018 года. Или, например, в Жамбылском областном центре профилактики и борьбы со СПИД также в 2018 году, когда формировалась потребность в лекарственных средствах, не были учтены остатки 2017 года на 28 млн тенге. В итоге в 2018 году центр получил двойную заявку и сейчас есть такой же риск истечения сроков препаратов и факта их уничтожения», — отметила Бюрабекова.
Кроме того, в Жамбылском областном противотуберкулезном диспансере имеется в наличии годовая потребность в антибиотике «Микоцин» с исходящим сроком годности, но, по ее словам, также имеются остатки аналогов данного препарата.
«Онкологический диспансер города Шымкент. Заявка превышает факт потребления в два раза и таких фактов у нас достаточно много», — сказала она.
Также Бюрабекова отметила факты нерегулярного или обеспечения в неполном объеме пациентов лекарственными средствами. Были выявлены пациенты, которые не получали препараты в 2018 году от 2 до 11 месяцев. Это в центре психического здоровья города Шымкент, в Павлодарском областном психоневрологическом диспансере, в Жамбылском областном центре психического здоровья, в Туркестанском областном центре психического здоровья и других диспансерах.
Кроме того, вновь выявлены факты необеспечения пациентов, состоящих на диспансерном учете, бесплатными лекарственными препаратами. Такие факты были выявлены в Жамбылском областном центре психического здоровья, Актюбинском областном центре психического здоровья.
«Кроме того, были выявлены факты превышения выдачи препаратов на руки пациентам. Действующим законодательством у нас предусмотрено, что возможна выдача препаратов на курс лечения сроком до 3 месяцев, однако были выявлены факты, когда выписывались сверх трех месяцев объем препаратов. Это было установлено в центре психического здоровья Северо-Казахстанской области, города Шымкент, Акмолинской области, в онкологических диспансерах города Шымкент и Северо-Казахстанской области», — сказала она.
Также в системе были выявлены лекарственные средства, которые числились как ранее выданные или списанные.
«Мы выявили остатки лекарственных средств за 2016-2017 годы в сумме 4,3 млрд тенге, которые в информационной системе лекарственного обеспечения числились как списанные и выданные на руки пациентам. Все данные мониторинговых групп мы передали в генеральную прокуратуру и с прошлого года по настоящее время генеральная прокуратура проводит проверки как в регионах, так и в министерстве здравоохранения и по итогам этих проверок уже заведено более 20 уголовных дел», — резюмировала Бюрабекова.