Новости

Казахстанские ученые смогут стать долларовыми миллионерами за счет роялти

Пять сотрудников РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан» смогут получать ежегодно на пятерых $6 млн

Пять сотрудников РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан» смогут получать ежегодно на пятерых $6 млн только за счет роялти с работы Карагандинского завода комплексных сплавов при мощности 200 тыс. тонн продукции в год, сообщил генеральный директор РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан» Абдурасул Жарменов.

«Это зарплаты только молодых ученых у меня в центре. Роялти тоже идут на зарплату. Мы хотим, чтобы наше предприятие предоставляло жилье для сотрудников. 12 млн долларов роялти в год только с одного завода (Карагандинский завод комплексных сплавов). С Ирана у нас 24 млн долларов (роялти в год), потому что там большой завод. Половина роялти идет авторам, половина – центру. Караганду мы 8 лет пробивали. 5 авторов. Они получат 6 млн долларов», — сказал он «Курсиву» 18 апреля.

Жарменов сообщил на пресс-конференции, что инвестиции в Карагандинский завод комплексных сплавов составили $262 млн. С каждой произведенной в Караганде и Иране тонны продукции Центру будут поступать роялти.

«Только на прошлой неделе подписали договор «Банк развития Казахстана», завод и Карагандинский областной акимат. Инвестором выступает голландская компания «Колмет». Завод изготавливает печи китайской компании на 200 тыс. тонн. Первая очередь этого завода будет запущена к концу 2020 года и далее этот завод должен довести объем производства до 500 тыс. тонн. Это как раз казахстанский сплав», — сообщил он, отметив, что при росте мощности до 500 тыс. тонн инвестиции составят около $500 млн.

Кроме того, по аналогичному же сплаву начинается большой проект в Иране.

«Там объем инвестиций по государственной гарантии правительства Ирана составляет 1,6 млрд долларов», — сказал Жарменов.

По его словам, только 25% средств Центр получает из бюджета, в то время как остальные деньги зарабатывает, работая с заказчиками из частного сектора. Совокупная сумма платежей за выполненные научные работы, отметил он, не опускается ниже 3,5 млрд тенге.

Жарменов сообщил, что в настоящее время рядовые сотрудники Центра получают зарплаты порядка 150 тыс. тенге. Вместе с тем, по его словам, за счет получаемых роялти их можно довести до 300-400 тыс. тенге ежемесячно.

«Если в ближайшие год-два начнут поступать роялти, то зарплата рядового сотрудника может достичь 300-400 тыс. тенге… А те, кто работают, смогут получать 5-50 тыс. долларов каждый месяц», — заявил он.

Казахстанские предприятия-недропользователи отчисляют 1% средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), однако глава Центра отметил, что до его ученых эти деньги «практически не доходят».

«Мы — главная научная организация в горно-металлургическом комплексе… и до нас из этих денег может быть доходит 0,5%. Это означает, что там что-то не так», — сказал он.

Третья часть казахстанского золота производится по золотым технологиям НЦКПМС. В Центре накоплен большой опыт извлечения из минерального и техногенного сырья таких металлов как ванадий, титан, ниобий, сурьма, рений, осмий-187, молибден, вольфрам в виде концентратов, химических соединений, металлов. В промышленном масштабе внедрена технология переработки кварцитов Каратау с получением метаванадата аммония, технология получения осмия-187, благодаря которой Казахстан вошел в тройку лидирующих стран-производителей стабильных изотопов.

На основе научно-технических разработок Центра в разных странах построены десятки фабрик и заводов с объемом инвестиций более $3,5 млрд. Ежегодный выпуск товарной продукции на этих предприятиях по сегодняшним ценам составляет порядка $4,5 млрд. в настоящее время осуществляется коммерциализация нескольких технологий в Казахстане и за рубежом, общая сумма инвестиций в новые производства на их основе в ближайшие пару лет составит более $2 млрд.

«Очень хорошие у нас достижения по огнеупорам. На Карметкомбинате мы потихоньку вытесняем импортных поставщиков. Я думаю, что в ближайшее время до 15-20% всех поставок огнеупоров Карметкомбината можем заменить. Мы сейчас начали поставлять огнеупорные материалы нового поколения в группу ERG, с Kazzincначинаем серьезное направление. Крупные внедрения у нас по медным технологиям, гидрометаллургическим производствам, производство рения мы сейчас налаживаем у себя из отходов – с Kazzinc у нас работа», — отметил Жарменов.

«Очень много работ, связанных с переработкой новых никелевых руд, — новые производства основаны на наших технологиях. То, что запускали заводы в Актогае (KAZMinerals), мы разрабатывали им регламенты, технологии. В Балхаше был построен цинковый завод по нашей технологии, к сожалению, сейчас он остановился из-за каких-то неправильных моментов, но они возобновляют», — резюмировал он.