Житель Темиртау, руководитель фонда «Здоровый Казахстан» Станислав Войцеховский обнаружил на берегу канала, который принадлежит АО «АрселорМиттал Темиртау», непонятные выбросы, похожие на густое серое месиво, напоминающее разведенный цемент. От этого вещества вода в канале побелела и стала похожа на молоко.
«Территория, где проходит канал, не огорожена и находится в черте города. В народе это место называют косой, тут часто ловят рыбу темиртаусцы. Мы проезжали мимо этого места на машине, вдруг дочка закричала, что молоко в озере. Я вышел из машины и ужаснулся!» – говорит Станислав Войцеховский.
Общественник принялся снимать все увиденное на камеру сотового телефона, а позже смонтировал ролик и разместил на своей странице в социальной сети Facebook.
«Картина сюрреалистическая, достойная кисти Сальвадора Дали, – комментирует видеозапись активист. – «Арселор» не перестает нас поражать, даже объяснить невозможно, что это за вещество и как оно попало сюда? О какой рыбной ловле может идти речь, когда так загажено озеро, тем более что этот пруд-охладитель имеет прямую связь с водоемом?»
Загрязненный берег «косы» от зоны для купания отделяет отстойник, и, несмотря на то, что технический канал считается зоной промышленной, вода из него относит серую грязь прямиком в Самаркандское водохранилище. Пена и пышные наросты из серой массы, опубликованные в Интернете, привлекли внимание темиртаусцев, к берегу «косы» потянулись горожане.
Концы в воду
Спустя день после видеосъемки Станислав Войцеховский снова приехал на канал и увидел на месте группу сотрудников АО «АрселорМиттал Темиртау» во главе с главным специалистом по водным ресурсам.
Озадаченный начальник попытался объяснить общественному деятелю, что ничего страшного здесь не происходит, якобы это промышленный отстойник и он никак не соединяется с водоемом, мол, просто произошел выброс золы из технического канала. Все происходящее – исключительно внутреннее дело предприятия.
Однако в самой пресс-службе АО «АрселорМиттал Темиртау» сообщили, что не знают, что это за выбросы, и только выясняют причины попадания в канал неизвестного вещества.
«На сегодняшний день специалисты комбината занимаются установлением источника происхождения загрязнения на берегу канала и появления пены. В ближайшее время будет проведена уборка территории», – отметил советник по связям с общественностью Алексей Агуреев.
Г-н Войцеховский же утверждает, что ранее в пресс-службе комбината ему была озвучена совсем другая версия: ему сообщили, что это якобы реагенты, которыми коммунальные службы города в течение зимы посыпали улицы против гололеда, и потом этот снег вывозили на территорию АМТ, где снег растаял, и все нечистоты попали в канал.
А еще позже на берегу «косы» появились люди в гидрокостюмах, они заходили в воду и ловко наполняли большие мешки серой массой, а затем складывали на берегу. Горожане предполагают, что они получили задание максимально очистить прибрежную территорию канала.
Где много воды, там всегда жди беды
13 апреля, обнаружив следы загадочной субстанции уже в самом водохранилище, активист Войцеховский, снова вооружившись камерой, решил сам исследовать путь, которым вещество могло попасть в озеро. Предполагая, что тонны вещества принесло со стороны АМТ, он отправился вдоль технического канала, который впадает в пруд-охладитель. В результате Станислав пришел к заводскому золоотвалу.
«Ну и наконец я добрался до конечной точки отправления этого канала. Я сделал вывод, что под почвой, на которой я стоял, проходит какой-то канал. Я начал спускаться и обнаружил там замаскированную трубу», – говорит г-н Войцеховский в своем видеоблоге.
Он предположил, что загрязняющее вещество ничто иное, как отходы, которые образуются в результате сгорания топлива, так называемая «зола уноса», ее используют в производстве некоторых видов бетона.
Предположения активиста должны подтвердить или опровергнуть эксперты департамента экологии Карагандинской области, которые тоже были вызваны на место ЧП. Они сообщили, что факт загрязнения Самаркандского водохранилища был зарегистрирован в прокуратуре города Темиртау.
«11 апреля наши специалисты выезжали на водоем в Темиртау, ими были отобраны пробы воды и почвы, анализы будут готовы через 10 дней, так что только тогда мы сможем сказать точно, что это такое», – говорит представитель отдела государственного контроля Айман Кулатаева.