Старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI Group) Олжас Худайбергенов считает, что выход казахстанского Beeline из сделки о совместном строительстве и использовании сетей 4G не повлечет за собой каких-либо серьезных последствий для крупнейшего оператора связи «Казахтелекома» и не станет препятствием для разворачивания в стране сетей стандарта LTE пятого поколения.
Отвечая на вопросы корреспондента «Курсив», известный экономист заметил, что сделка «Казахтелекома» по покупке 75% акций сотового оператора KCell, из-за которой «Кар-Тел» вышел из сделки по совместному строительству и использованию сетей стандарта LTE четвертого поколения, являлась ожидаемым и естественным процессом на рынке.
«В целом, укрупнение бизнеса – это сегодняшний тренд в любой отрасли, но в телекоммуникационном сегменте этот процесс вызван ускоренным внедрением новых стандартов связи – например, 5G, который намеревается развернуть в Казахстане «Казхтелеком», – считает Худайбергенов.
По его мнению, построение сетей нового стандарта – это крайне затратный процесс, тем более – в условиях Казахстана, и укрупнение позволяет телеком-оператору гибко решать «возникающие побочные вопросы» на базе приобретаемой компании.
«В первую очередь, это даст компании сокращение себестоимости проекта за счет синергии с мобильным оператором», – отметил старший партнер CSI Group.
В прошлом году было заявлено о разворачивании проекта по пилотному тестированию технологии мобильной связи 5G в Казахстане в 2019 году. Худайбергенов заметил, что «Казахтелеком» наверняка готовился к выходу «Кар-Тела» из проекта по совместному использованию сетей четвертого поколения достаточно давно – возможно, еще до декабря 2018 года, когда состоялась сделка по приобретению Kcell. В связи с чем у «Казахтелекома» наверняка должен быть план по замещению выходящих из сделки партнеров.
В самой компании «Казахтелеком» также подчеркивают, что давно готовились к выходу «Кар-Тела» из сделки.
«При планировании сделки по приобретению контрольного пакета акций Kcell вариант расторжения договора с «Кар-Тел» предполагался как основной, никаких рисков, связанных с данным, отмечу, обоюдным, решением, мы, как основной акционер Kcell, не усматриваем, – заявил главный финансовый директор АО «Казахтелеком» Асхат Узбеков. – Что касается незначительного снижения стоимости акций нашей компании, то я не связываю его с расторжением договора с «Кар-Тел»: временный спад, на наш взгляд, не имеет фундаментальных причин и обусловлен общей волатильностью на фондовом рынке», – добавил он.
На вопрос о том, может ли какая-нибудь другая компания в стране, кроме «Казахтелекома», позволить себе построить сеть LTE нового поколения в одиночку, Худайбергенов выразил большие сомнения.
«»Beeline» может, но только за счет средств материнской структуры. Но и для этой компании это будет очень дорого, а других игроков, собственно, на этом рынке и нет», – констатировал эксперт.
Напомним, что 16 апреля стало известно о том, что соглашение о совместном строительстве сетей четвертого поколения сотовой связи (4G, стандарт LTE) между казахстанским Beeline (казахстанская «дочка» группы Veon «Кар-Тел») и сотовым оператором Kcell, заключенное в августе 2016 года, было разорвано по инициативе «Кар-Тел». Одновременно с этим событием на фондовом рынке произошло некоторое снижение стоимости акций АО «Казахтелеком»: ряд СМИ связал эти события между собой.
Причиной инициативы по разрыву соглашения стала сделка по приобретению АО «Казахтелеком» у шведской компании Telia контрольного пакета акций сотового оператора Kcell в размере 75% в декабре прошлого года. Оператор «Кар-Тел» ссылается на то, что одним из условий соглашения по совместному строительству и использованию сетей 4G (в рамках проекта одна из сторон сделки развернула сети LTE в 7 регионах страны, вторая – в оставшихся 7 регионах, при этом сети во всех регионах использовались совместно) являлось сохранение текущего состава контролирующих акционеров у обеих сторон сделки.
О своих намерениях разорвать сделку «Кар-Тел» сообщил фактически сразу после приобретения пакета акций сотового оператора в декабре прошлого года. Отметим, что еще до сделки по приобретению 75-процентного пакета акций Kcell АО «Казахтелеком» имело совместное предприятие в Казахстане со шведским сотовым оператором Tele2 – «Мобайл телеком сервис» (МТС).
Сделка по приобретению пакета акций Kcell АО «Казахтелеком» была разрешена Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана при соблюдении покупателем ряда условий, среди которых, помимо сохранения бренда и тарифов Kcell, значатся требования по развитию новых услуг, по покрытию сетями 4G населенных пунктов с числом жителей от 4 тыс. человек и по запуску в стране сети пятого поколения сотовой связи 5G.