Новости

Модернизация Таразского завода минеральных удобрений вызывает обеспокоенность населения

В 2018 году химический гигант заплатил около 14 млрд тенге налогов и других обязательных платежей, в том числе около 2,5 млрд тенге – эмиссию в окружающую среду

Ожидается, что после реконструкции Таразского филиала «Казфосфата» увеличится доля предприятия в общем объеме промышленного производства области, составившей в прошлом году около 40%. Но горожан больше волнует не экономическая составляющая, а вопросы экологии.

Заново родившийся завод

Как сообщил «Курсиву» директор завода минеральных удобрений (ЗМУ) Толепберген Исаев, благодаря реконструкции объем главного продукта,  выпускаемого предприятием – удобрения для сельхозкультур аммофоса, – вырастет почти в два раза: с 256 тыс. т в год до 480–500 тыс. т.

«Уже сейчас в сутки мы производим 1 300–1 400 т аммофоса, тогда как в прошлом году этот показатель составлял около 800 т. Это (рост – «Курсив») произойдет за счет того, что мы будем использовать мощности цеха фосфорной кислоты. Ведь на старом оборудовании цеха аммофоса мы не могли обработать ее объем», – рассказал Толепберген Исаев.  

По его информации, при реконструкции в цехе аммофоса было установлено новое германское оборудование, автоматизирован весь производственный процесс. Также заменили выхлопную трубу. Если раньше вместе с паром в атмосферу попадали и капли воды, то сейчас только пар; жидкость же собирается в каплеуловителе. «Норма степени абсорбции, заложенная в регламент, соблюдается. Эта вода используется повторно, работает в замкнутом цикле», – пояснил директор ЗМУ.

Как добавил спикер, до реконструкции цеха аммофоса было модернизировано два других основных цеха завода. Практически заново отстроенный сернокислотный цех в 2013 году запустил Нурсултан Назарбаев. Чуть позже, в 2016 году, реконструкции подвергся цех по производству экстракционной фосфорной кислоты. На строительство цеха серной кислоты потратили 15 млрд тенге, цеха по производству фосфорной кислоты – около 9 млрд, а нынешняя модернизация цеха аммофоса обошлась более чем в 7 млрд тенге. 

А как же экология?

Однако техническим «перевооружением» ЗМУ остались недовольны жители близлежащих населенных пунктов. Так, к примеру, на прошедших общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) председатель ОО «Казакстан жастары» Ихтияр Мурзахметов заявил, что предприятие пагубно влияет на экологию края.

«Я живу в расположенном неподалеку селе Шайкорык и знаю ситуацию изнутри. Почему на ОВОС вы не пригласили жителей поселка Костобе, таразской улицы Сулейманова, сотрудников прокуратуры? – отмечает общественный деятель. – Куда уходят миллиардные налоги на эмиссию, почему на них не проводятся мероприятия для расположенных рядом поселков?! Из них адресно должны компенсировать вред, наносимый жителям сел. Независимая экспертиза не проводилась, поэтому дать независимую оценку невозможно. Закон нарушается в плане того, что промышленные отходы складируются в черте города».

Волнует общественного деятеля и вопрос фосфогипса – отходов при производстве фосфорной кислоты, которая, в свою очередь, используется для получения аммофоса. 

Горы фосфогипса, находящиеся на отвалах завода, можно увидеть при въезде в областной центр с северо-запада. 
В отделе предпринимательства и промышленности акимата Тараза «Курсиву» сообщили, что глава региона Аскар Мырзахметов издал протокольное решение о вывозе фосфогипса за пределы города. Но пока горы этого вещества все еще остаются на месте.

Экологи о безвредности

Между тем главный эколог завода минеральных удобрений Гулжанат Байзакова уверяет, что фосфогипс не вреден.

«Фосфогипс – это практически грунт, земля. Содержание фтора в нем не превышает 10 мг на один килограмм. Это абсолютно не вредно. От влаги после дождя или снега поверхность куч фосфогипса затвердевает и образуется корка. При ветре он не распыляется. А новые партии отходов вываливаются с влажностью до 40%. Если влажность составляет более 10%, материал не пылит. Да, наше предприятие химическое, но мы работаем в установленных рамках. Согласно проведенным экспертизам, нормы содержания вредных веществ в окружающей среде не превышают ПДК. Если кто-то не верит их заключениям, пожалуйста, пусть привлекают независимую экспертизу», – заключила эколог.

К слову, по словам гендиректора «Казфосфата» Мукаша Искандирова, на долю компании приходится около 40% объема промышленного производства всей области. В 2018 году химический гигант заплатил около 14 млрд тенге налогов и других обязательных платежей, в том числе около 2,5 млрд тенге – эмиссию в окружающую среду.

«Аммофос мы поставляем и на внутренний рынок, и экспортируем в Украину, Россию, Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай. Серную кислоту, которая используется на заводе для получения фосфорной кислоты, продаем «Казатомпрому». На этом же заводе третий, основной продукт – трикальцийфосфат кормовой, который применяется для добавки в комбикорм животных», – рассказал топ-менеджер.  
По его информации, 90% всей продукции «Казфосфат» отправляет на экспорт в 33 страны мира.

казфосфат 1.jpg