Сотрудники Департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Актюбинской области провели анализ коррупционных рисков в двух ведомствах — областном управлении координации занятости и соцпрограмм и отделе занятости и социальных программ города Актобе. В итоге было выявлено 11 коррупционных рисков. О выявленных нарушениях говорили на совещании в областном акимате.
Анализ коррупционных рисков проводился на основе данных, полученных в ходе проверки прокуратуры области. Специалисты проверяли соблюдение законности в ходе реализации двух государственных программ. Речь идет о «Дорожной карте занятости 2020» и «Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы».
Выяснилось, что на краткосрочных курсах безработных обучали невостребованным специальностям, хотя вакансии на предприятиях имелись совершенно другие. То есть речь идет о неэффективном расходовании бюджетных средств.
К примеру, центром занятости Алгинского района было обучено 25 операторов ПК, 19 электриков, 43 парикмахера, и 22 кондитера. Вместе с тем, наибольшая потребность на рынке труда была в трактористах (требовалось 39 человек, обучили 19) сварщиках (требовалось 9, обучили 11), швеях (требовалось 12, обучили 52).
Допустим, в Кобде безработный после окончания курсов получил специальность каменщик, однако устроится на работу так и не смог, так как заявки на эту специальность от работодателей в центр занятости не поступали. Между тем, на его обучение государство потратило 230 тыс. тенге. И такие случаи, говорят специалисты департамента агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Актюбинской области, установлены практически в каждом районе.
«В управлении занятости и социальных программ объяснили это тем, что жители района сами изъявили желание обучаться этим специальностям. Так как в дальнейшем планировали реализовать себя, начав собственное дело. В связи с этим мы дали рекомендации выработать правила, в которых бы определялся приоритет. То есть сначала проводилось обучение вакантным должностям, а затем уже по желанию безработных»,- говорит руководитель управления профилактики коррупции Департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Актюбинской области Ербол Толыбаев.
Кроме того, были выявлены факты необоснованного направления на краткосрочные курсы. То есть те, кто проходил обучение имели постоянное место работы и, следовательно, не могли быть участниками программ «Дорожная карта занятости 2020» и «Развитие занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы».
Так, в Хромтауском районе на переобучение направили 24 человека, при этом 13 из них имели постоянное место работы. Более того, после окончания краткосрочных курсов они продолжали работать на прежних местах. В этом же районе 5 сотрудников районного отдела образования необоснованно направили на курсы по специальности оператор котельной, затратив на обучение каждого почти 180 тыс. тенге.
Аналогичные нарушения выявлены и в самом Актобе. В целом на обучение 106 человек не эффективно потрачено свыше 11 млн тенге. Нередко обучающиеся не посещали краткосрочные курсы, но сертификаты получали. В Темирском районе таких фактов выявлено 20, в Кобдинском -2. К примеру, из Темирского района на обучение в Актобе направили 25 человек. Все они получили специальность стропальщик. Однако фактически занятия посещали только 5 человек.
Установлены факты, когда участников программ обучали в интересах отдельных аффилированных между собой организаций. Из 76 человек, которые обучились специальностям повар, администратор, бармен, официант и кассир, в сеть ресторанов трудоустроили 62. Позже выяснилось, что из 62 человек, 22 до обучения работали в этих же заведениях.
Не все прозрачно и с направлением на социальные рабочие места. Зафиксированы случаи, когда работодатели предоставляли неверные данные в табелях. То есть сотрудник не ходил на работу, а в табеле пропуски не указывали. Кроме того, работодатели указывали, что создали дополнительные рабочие места. На деле все оставалось без изменений.
«Например, на предприятии работал специалист, работодатель направил запрос в центр занятости на предоставление сотрудника для осуществления общественных работ, и своего же специалиста принимал на работу. В результате какой-то период зарплату ему платило государство», — поясняет Ербол Толыбаев.
Такие нарушения центры занятости объяснили тем, что проверка деятельность кадровых служб предприятий, и в частности, прием-увольнение сотрудников, не входит в их компетенцию.
Специалисты агентства по делам госслужбы внесли предложение создать реестр недобросовестных участников госпрограмм. И внести в этот список предпринимателей, которые либо неправильно реализовывают госпрограммы, либо предоставляют неправильную информацию о рабочих социальных местах. Если в отношении таких работодателей заводились уголовные дела, и есть решения суда, то участвовать в госпрограммах в случае создания такого реестра они не смогут.