Смогут ли пчеловоды СКО выйти на китайский рынок

Опубликовано
И что им мешает это сделать прямо сейчас

Второй год североказахстанские пчеловоды думают над тем, как выйти со своей продукцией на рынок Китая. Привлекает он прежде всего своими возможностями, продиктованными высокой ценой и растущим спросом на экологически чистую продукцию в Поднебесной. Однако на данном этапе экспортные планы не более чем разговоры. И пока еще ни один пчеловод СКО не заключил договор с китайским потребителем на поставку меда.

Никто не считал

Сколько пчеловодов работает в СКО, сказать сложно. Назвать цифру, соответствующую реальному положению дел, «Курсиву» не смогли ни в региональном департаменте статистики, ни в управлении сельского хозяйства, ни в Ассоциации пчеловодов Северо-Казахстанской области. 
По официальным данным, в 2018 году в регионе было произведено чуть более 90 тонн меда. Однако существенная часть продукции выпущена личными подсобными хозяйствами, которые никаких отчетов в органы статистики не представляют, а значит, корректно подсчитать объемы производства невозможно. Более того, в управлении сельского хозяйства признали, что пчеловодство в СКО не находится в зоне повышенного внимания, как, например, растениеводство или разведение КРС. Некоторые цифры озвучили в общественном объединении местных медовиков.

«В нашей ассоциации состоит более 300 пчеловодов, как опытных, так и начинающих. Сколько их всего по области, не могу сказать. Более тысячи, это точно», – рассказал «Курсиву» председатель Ассоциации пчеловодов СКО Олег Гаврилов.

На новые рельсы

Теоретически работать с Китаем хотели бы многие из этих пасечников. Председатель ассоциации, он же руководитель пчеловодческого кооператива «Белое» и ТОО «Пасека «Кызылжар», Олег Гаврилов утверждает, что работа в этом направлении ведется. К осени североказахстанцы планируют отправить в Поднебесную первую партию – 150 тонн. 

Чтобы добиться поставленной цели, нужно научиться производить качественный мед. Продукту недостаточно быть просто натуральным и не содержать добавок. Ему нужно пройти сертификацию в Китае, соответствовать высоким стандартам, предъявляемым китайской стороной. Это означает, что пасечникам СКО предстоит перейти на экологическое пчеловодство.

«Сейчас мы, ассоциация, разработали новую систему пчеловодства, которая нацелена на производство экологически чистой продукции. Чтобы выйти на экспорт, нужно исключить из продукта остатки антибиотиков. Ведь когда мы завозим пчелопакеты из южных регионов страны, продавцы их обрабатывают от болезней различными препаратами. Антибиотики попадают в соты и далее в мед. Чтобы эту цепочку прервать, нужно работать с чистой вощиной, а с вредителями и болезнями бороться исключительно природными препаратами. Они разработаны, есть в продаже, доступны пчеловодам», – говорит Олег Гаврилов.

Объемы позволяют

Объемы производства меда в СКО, считает председатель региональной ассоциации пчеловодов, позволяют работать с внешними рынками. Но главное сейчас не количество, а качество продукта.

«Объем регион сможет дать без проблем, потенциал у СКО в этом плане огромный. К тому же сейчас мы наращиваем медоносную базу. В этом году посеем первый медоносный конвейер в 50 гектаров. Это набор трав, который позволяет получать нектар в течение всего сезона. Одна культура отцветает, а другая зацветает, – рассказывает Олег Гаврилов. – На полях, которые сейчас у нас есть в наличии, мало эспарцета, донника, а гречиху вообще практически не сеют в регионе. Рапсовые посевы травят химикатами, которые являются ядом для пчел. Те хозяйства, которые сеют эспарцет и донник, скашивают их во время цветения. Также будем просить крестьян, чтобы они на паровых землях сеяли однолетние медоносы. Это выгодно и нам, и им».

Всем миром

Первую партию меда для китайского рынка в СКО намерены собирать общими силами. Ассоциация планирует закупать продукт у тех, кто работает по системе органического пчеловодства.

«В прошлом году в Китае давали цену 2 тыс. тенге за килограмм, хотя сами китайцы потом наш мед продают в 5 раз дороже. В СКО каждый пчеловод может продать в розницу по 1800 тенге за килограмм», – говорит Олег Гаврилов.

Сегодня пчеловоды региона в основном продают сладкий продукт в розницу своим постоянным клиентам.

«Мед расходится в основном по своим покупателям. Если увеличивать количество пчелосемей, а сейчас их у нас 30, то возникнет проблема с реализацией. Мы заинтересованы в экспорте. Но пока толком никто ничего не говорит, никаких условий нам пока не озвучивали. Но чисто теоретически я не против», – говорит председатель сельского производственного кооператива «Медок» Анатолий Калинко.

С ним согласен председатель пчеловодческого кооператива из района Магжана Жумабаева Николай Присяжный. 

«Выгодно продать – это всегда хорошо. Мы реализуем мед, как можем. В больших объемах мед не залеживается. Если бы хорошую цену давали, я бы отправлял за границу. Здесь я оптом продаю по 1000–1200 тенге за килограмм. В розницу сейчас много не наторгуешь», – говорит собеседник издания.

В пользу внутреннего рынка

Есть среди пчеловодов и другое мнение. Например, одна из крупнейших пасек области – КХ «Пасека семьи Пилипушко» – отказалась от идеи поставлять мед в Китай из-за желания сохранить свои позиции на внутреннем рынке.

«Наш мед прошел все экспертизы, мы возили его на выставку в Китай, он подходит под все их требования, так как мы занимаемся органическим пчеловодством. Но мы отказались от китайского направления исключительно потому, что не хотим терять свой рынок и оставлять наших потребителей без продукции. У нас налажены каналы сбыта и меда, и апипродуктов, проблем с реализацией нет», – пояснила руководитель крестьянского хозяйства, потомственный пчеловод Ярослава Пилипушко.

Председатель ассоциации пчеловодов Олег Гаврилов говорит, что особых проблем с выходом на китайский рынок не возникнет, было бы желание. Сейчас главное – научить пчеловодов работать по новой системе, которая позволит производить востребованный экологически чистый мед. Уже к осени текущего года будет ясно, есть у пасечников СКО заинтересованность в органическом пчеловодстве и потребность в новых рынках или нет.

Пока же ни одного экспортного договора о поставках меда в этом направлении в регионе не заключено.
 

Читайте также