Более 1,2 млрд тенге ежегодно тратится на содержание атомного реактора БН-350 в Мангистауской области. Реактор не работает уже около 20 лет, но бремя его содержания по-прежнему лежит на плечах жителей региона. Эти затраты включены в стоимость производства электроэнергии. А пока Министерством энергетики РК и АО «ФНБ «Самрук-Казына» рассматривается вопрос о передаче реактора БН-350 в государственную собственность.
О том, что на протяжении почти двадцати лет оплачивают содержание выведенного из эксплуатации атомного реактора БН-350, жители Мангистау неожиданно узнали в прошлом году из открытого письма неправительственных организаций региона к акиму и прокурору области. Письмо стало требованием разобраться в тарифообразовании. НПО указали, что в тарифе на электроэнергию, который, к слову, самый высокий в стране (17,29 тенге за 1 квт/ч – Прим. «Курсив»), заложены в том числе и затраты на атомный реактор.
В 2016 году затраты на содержание установки БН-350 предусматривались в размере 1,076 млрд тенге, в 2017 и в 2018 годах ежегодные расходы превысили 1,2 млрд тенге. Потребители продолжают оплачивать эти затраты через тариф, который незаконен, сообщили в своем прошлогоднем письме представители НПО. Авторы письма считают, что для покрытия этих затрат были предусмотрены другие источники финансирования.
Так, по их мнению, согласно постановлению правительства от 22 апреля 1999 года № 456 «О выводе из эксплуатации реактора БН-350» в п. 4 говорится о том, что финансирование осуществляется по ежегодным сметам, исходя из затрат, определенных проектом. В соответствии с исполнительным договором между Академией наук РК и Министерством энергетики США от 18 ноября 1997 года «Относительно долговременного размещения ядерных материалов БН-350» финансирование по отдельным направлениям работ обеспечивает американская сторона, отметили в открытом письме НПО.
Также они указали, что в постановлении правительства было определено, что в 1999 году затраты в сумме 555 млн тенге, связанные с поддержанием реактора в безопасном состоянии, осущест¬вляются за счет американской стороны. А в 2003 году стоимость вывода реактора из эксплуатации составляла 97 млрд тенге.
Экскурс в историю
Строительство первого в мире атомного реактора на быстрых нейтронах началось в Актау (тогда Шевченко) в 1964 году. В эксплуатацию АЭС была сдана в 1973 году. Реактор участвовал в опреснении морской воды, производстве электроэнергии и тепла. Ранее он принадлежал РГП «МАЭК», но затем предприятие обанкротилось, а его имущество было реализовано. В 90-е годы собственником и эксплуатирующей организацией атомного реактора БН-350 стал ТОО «МАЭК-Казатомпром».
В 1999 году вышло постановление правительства РК о приостановке деятельности реактора и выводу его из эксплуатации – это процесс должен продлиться еще минимум 30 лет. Любопытно, что по одним источникам БН вывели, так как здесь можно было нарабатывать оружейный плутоний-239, который мог попасть в нечистые руки. По другим – это решение было связано с выделением США средств на новое опреснительное и отопительное оборудование.
Известный в западном регионе общественник Мухтар Умбетов много лет проработал на МАЭКе, в конце 90-х он был заместителем председателя профсоюза и часто поднимал вопрос об АЭС. По его словам, информация об источниках финансирования проекта была тайной за семью печатями.
«Руководство предприятия никогда не шло навстречу и скрывало все, ссылаясь на секретность объекта. Когда в конце 90-х на производствах не получали зарплату, сотрудники БН ее получали регулярно, значит, финансирование шло», – говорит Умбетов. По его словам, в те годы за хищение средств был осужден один из бывших генеральных директоров предприятия. «А меня уволили за то, что я слишком часто стал интересоваться, куда идут выделенные деньги», – считает собеседник «Курсива».
К слову, информации о том, сколько средств и на какие работы выделила американская сторона, нет и сейчас. Представители НПО в прошлом году отправили запрос в посольство США в РК с просьбой разъяснить ситуацию, но ответа пока не получили.
Информация закрыта
С тем же вопросом общественное объединение по защите прав потребителей Мангистауской области обратилось и в ТОО «МАЭК-Казатомпром», и в Министерство энергетики РК. Руководитель ОО Никар Рафикова отмечает, что ответ получили лишь из министерства. В нем указывалось, что вопрос об исключении затрат на содержание БН-350 из тарифа рассматривается АО «Самрук Казына».
«У нас есть только данные о том, что ежегодно на содержание БН-350 тратится 1,2 млрд тенге. Но какая конкретно сумма «сидит» в тарифе на производство электроэнергии для потребителей, мы не знаем до сих пор. В 2008 году затраты на содержание составляли 661 млн, и в тарифе эти затраты составляли 30%. Сейчас информация о тарифной смете недоступна, мы ее не можем добиться ни у кого», – говорит в интервью «Курсиву» Никар Рафикова.
Однако она также заметила, что, по некоторым непроверенным данным, предположительно каждый потребитель за содержание реактора платит по 29 тиын с 1 кВт.
«С 2008 года в два раза были увеличены расходы на содержание реактора, поэтому, скорее всего, потребитель платит гораздо больше, чем 29 тиын. Хотя действующая тарифная смета не должна быть коммерческой тайной, потому что «МАЭК» – это субъект естественных монополий», – считает г-жа Рафикова.
Общественники обратились и в департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Мангистауской области. Но и здесь ответа на интересующий вопрос не получили. В ведомстве пояснили, что тариф на производство электроэнергии утверждается не на областном уровне, а в Министерстве энергетики. Последней инстанцией, которая могла бы разрешить проблему, оставался суд. Куда, собственно, и обратились защитники прав потребителей Мангистауской области.
«В суде первой инстанции нам отказали в рассмотрении, апелляционная коллегия согласилась с этим решением. В суде посчитали, что мы не имеем права подавать иски в интересах неопределенного круга потребителей и требовать возмещения убытков. Но мы не требовали возместить их, мы просили суд исключить из тарифной сметы затраты на содержание БН-350», – поясняет Рафикова.
ТОО «МАЭК-Казатомпром», в свою очередь, просил суд отказать в удовлетворении требований областного объединения по защите прав потребителей, так как эти исковые требования, по мнению монополиста, противоречат общественным интересам и интересам самих потребителей. Суд встал на сторону предприятия.
«Мы сейчас готовим кассацию в Верховный суд РК. Будем подключать коалицию неправительственных организаций», – поделилась планами руководитель областного общества защиты прав потребителей.
Ответы на письма
Впрочем, реакция на открытое письмо НПО не заставила себя ждать. В прошлом году ТОО «МАЭК-Казатомпром» разослал в СМИ свою версию ситуации. В частности, в ответе указывалось, что содержание реактора за счет предприятия полностью законно согласно ст. 8, п. 5, ст. 22 Закона РК «Об использовании атомной энергии» и ст. 274 Экологического кодекса РК.
«Руководство компании на протяжении десятка лет вносит предложения по изменению законодательства, ведет активную работу с депутатами, министерствами и ведомствами на получение бюджетного финансирования на содержание реактора. До недавнего времени все эти попытки оставались безрезультатными», – говорится в ответе монополиста.
Компания отмечает, что ее как жертву ситуации выставили агрессором и нарушителем и необоснованно обвиняют в нарушении прав потребителей и противоправных действиях.
В то же время в ответе из областной прокуратуры подчеркивается, что «при принятии решения об остановке атомного реактора и в последующем не был решен вопрос о финансировании эксплуатационных расходов ТОО «МАЭК-Казатомпром» по БН-350 для содержания его в пожаробезопасном и ядернобезопасном состоянии». Прокуратура отмечает, что вышеуказанный вопрос неоднократно обсуждался на республиканском уровне. Так, в 2017 году на Совете безопасности были рассмотрены вопросы непрерывной работы энергетического комплекса. А в 2018 году протоколом совещания Министерства энергетики определена целесообразность сохранения затрат по содержанию атомной реакторной установки в тарифе на электрическую энергию МАЭКа до определения альтернативного источника финансирования.
Встреча с акимом
На днях представители общественной комиссии по вопросам тарифов встретились с акимом Мангистауской области Ералы Тугжановым. На встрече присутствовали и представители ТОО «МАЭК Казатомпром».
«Аким прямо сказал, что если затраты на содержание БН исключить, то это позитивно скажется на тарифе на электроэнергию. Глава региона отметил, что он этот вопрос держит на контроле. А представитель МАЭКа добавил, что даже при удачном стечении обстоятельств – если все же содержание реактора передадут в госбюджет, то процедура передачи займет еще год-полтора», – рассказал «Курсиву» Мухтар Умбетов.
На этой же встрече общественники потребовали прозрачности в предоставлении информации.
«Когда все непрозрачно, то рождаются слухи. Двадцать лет прошло со дня вывода из эксплуатации реактора, но нам до сих пор недоступна информация о том, как, к примеру, вывозятся радиоактивные отходы, куда, в каком количестве, сколько их осталось, как этот реактор влияет на экологию региона. Никто этого не озвучивает», – отметил Умбетов.
Население региона все же надеется, что стороны – общественники и монополист когда-нибудь придут к компромиссу. Вполне возможно, что вскоре атомный реактор передадут на баланс республиканского бюджета, а у жителей Мангистау появится возможность платить меньше.
Главное, чтобы это не сказалось на безопасности самого объекта АЭС и региона в целом.