Ежедневно, по данным городского отдела пассажирского транспорта и автодорог, на линии не выходит по 2-3 автобуса у каждого из 6 предприятий-пассажироперевозчиков. Нехватку водителей объясняют низкими заработками – квалифицированные специалисты не хотят целый день «крутить баранку» за 50 тыc. тенге в месяц.
О том, что в городских автопарках начал формироваться дефицит водительских кадров, корреспонденту «Курсива» сообщил руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска Казбек Менеев.
«В автобусных парках есть нехватка водителей. На маршрутах ездят в основном водители в возрасте за 50 лет, молодые специалисты не идут в городские автопарки, они предпочитают работать по вахтам в Атырау или Аксае. Водительский труд очень тяжелый: подъем – в 5 часов утра, техосмотр, медосвидетельствование, получение путевого листа. За рулем автобуса он ездит практически весь световой день и возвращается на базу ночью – в 10 часов. Сменщиков у водителей в ряде автопарков нет из-за того же дефицита кадров. Хотя они должны быть.
Сейчас в ТОО «ОралТехСервис» периодически простаивают 2-3 новеньких автобуса, по которым предприятие платит кредиты, но они не работают. Отсюда и жалобы на нерегулярность рейсов, долгие интервалы движения. Это же цепная реакция: нет автобуса на линии, его никто не заменит по его графику», – объясняет Менеев.
Исполнительный директор Ассоциации пассажироперевозчиков ЗКО Аскар Муканов в интервью корреспонденту «Курсива» отметил, что имеется нехватка квалифицированных водителей в городских автопарках, особенно остро она ощущается в трех предприятиях, которые работают без привлечения сторонней техники, – это ТОО «ОралТехСервис», ТОО «ОралАвтоТранс», ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк». Причина тому проста – у водителей низкая заработная плата – в среднем 50 тыс. тенге в месяц.
«Быть водителем общественного транспорта – это серьезная ответственность, и при этом – тяжелый труд, – рассуждает Аскар Муканов. – И этот труд должен достойно оплачиваться.
В законодательной документации относительно общественных перевозок отмечено, что зарплата водителей должна быть не меньше среднестатистической зарплаты по региону – у нас это порядка 160 тысяч тенге, а зарплата кондуктора – не менее 70% (это 112 тыс. тенге в месяц). Но платить такие деньги своим сотрудникам перевозчики не могут – у них сейчас убытки не покрывают прибыли».
Руководитель ТОО «ОралТехСервис» Александр Баклан рассказал корреспонденту «Курсива», что на данный момент в его предприятии на линии ежедневно не выходят три новеньких автобуса марки «Вектор», которое предприятие закупило в ноябре 2019 года – на них нет водителей.
«В кредит мы закупили 15 автобусов марки «Вектор», за которые в месяц платим 7,5 млн тенге, за один автобус – 500 тысяч тенге, – говорит Александр Баклан. – Каждый «Вектор» в день приносит прибыль чуть больше 30 тысяч тенге, следовательно, в день мы теряем в выручке порядка 100 тысяч тенге, в месяц – почти 3 млн тенге. Неквалифицированных водителей на новые автобусы не посадишь, а профессионалы молодого поколения не идут к нам работать, потому что зарплаты низкие».
По словам господина Баклана, тариф на автобусные перевозки – 80 тенге с одного пассажира – уже давно не покрывает их убытков. Он был повышен с 60 до 80 тенге в 2015 году. И за это время стоимость дизтоплива уже выросла в 2 с лишним раза – с 94 тенге за литр до 195-200 тенге. За те же три года втрое подорожали автобусы марки «МАЗ», которые работают на маршруте № 2 этого пассажироперевозчика: с 18 до 60 млн тенге.
«Я неоднократно во время встреч с представителями власти в областной Палате предпринимателей поднимал вопрос о том, что нас, пассажироперевозчиков, нужно поддерживать, выплачивать нам субсидии, – отмечает Александр Баклан. – Специалисты городского акимата сами сделали расчеты, согласно которым провоз одного пассажира нам обходится в 180 тенге и на выплату всех субсидий нужно свыше 3 млрд тенге. Но платить эти субсидии в полном объеме они никак не начнут.
В этом году на субсидии всем пассажироперевозчикам Уральска выделили 190 млн тенге, и теперь в месяц мы получаем 6,5 млн тенге господдержки. Но это капля в море – всего 5% от необходимой нам помощи. Нас эти деньги не спасают: мы берем запчасти в автомагазинах в долг, дизтопливо – в долг.
Наш бизнес уже давно перестал приносить реальную прибыль, и без господдержки проблемы пассажироперевозчиков будут нарастать как снежный ком. О каком обновлении автопарков можно вести речь, если нам не хватает своих денег даже на запчасти?!»