В 2010 году группа предпринимателей и венчурных капиталистов инвестировала $1,6 млн в неизвестный стартап, поставивший себе цель дать людям возможность вызывать роскошный черный автомобиль при помощи мобильного приложения. Стартап назывался UberCab.
Позже этот стартап превратился в мощный сервис по вызову такси Uber Technologies, IPO которого в прошлую пятницу обрушило на его первых инвесторов такой успех, который случается лишь раз в жизни.
Издание The Wall Street Journal изучило инвестиционные документы периода так называемого «посевного финансирования», означающего привлечение средств на самых ранних стадиях запуска проекта. Эти документы дают представление о том, кто именно выступал инвестором и сколько каждый из них заплатил за долю в стартапе. Для тех, кто стал держателем этих первых акций, цена в размере $45 за акцию во время IPO обеспечила рентабельность инвестиций в 5000-кратном размере.
Этот «посев» имеет все шансы стать одной из величайших венчурных инвестиций всех времен – даже в сравнении со знаменитыми первыми инвестициями в Google, Facebook и стартапы времен бума доткомов.
Идея создать Uber возникла в 2008 году, когда основатели компании Гарретт Кэмп и Трэвис Каланик приехали на конференцию в Париж и не смогли поймать такси. В поисках способа сделать личный транспорт более доступным, Кэмп начал работать в Сан-Франциско над проектом UberCab, оставаясь в тоже время исполнительным директором сайта социальных открытий StumbleUpon. Тогда же он нанял Каланика.
Райан Грейвс, сотрудник General Electric в Чикаго, стал генеральным менеджером компании, а затем и первым генеральным директором компании благодаря твиту Трэвиса Каланика.
Cогласно инвестиционным документам, в августе 2010 года 18 фондов и инвесторов оценили Uber в $5,4 млн. Всего инвесторы заплатили $0,009 за акцию с учетом выпуска новых акций.
При этом истории конкретных инвесторов наглядно подтверждают, что поразительный инвестиционный результат в венчурном финансировании является не только результатом инвестиционной проницательности и деловых связей, но также зависит от выбранного времени и удачи. К примеру, компания Universal Music владела небольшой долей Uber, но продала ее слишком рано.
Звезды «посевного финансирования»
Группа предпринимателей и инвесторов, которые поставили $1,6 млн на малоизвестный стартап под названием UberCab.
За эти годы, по мере того как Uber масштабировала сервис вызова такси и привлекла порядка $20 млрд в виде акционерного капитала и заимствований, оценка компании быстро росла, достигнув почти $82 млрд по цене IPO. За это время компания Uber дважды выпускала новые акции, что в общей сложности обеспечило инвесторам по 40 акций за каждую акцию, принадлежавшую им изначально.
Если бы инвесторы, вложившие в Uber деньги на этапе посевного финансирования, продолжали держать акции, то их совокупная стоимость в ходе IPO составила бы порядка $7,4 млрд. Однако некоторые из них свои доли продали: в начале 2018 года SoftBank Group Inc. выкупил у инвесторов акции Uber на сумму около $6,5 млрд по цене $33 за акцию.
А как дела обстоят у трех основателей компании? На бумаге все они будут миллиардерами. На момент IPO стоимость доли Каланика составила порядка $5,3 млрд, Кэмпа – $3,7 млрд и Грейвса – $1,5 млрд.