Новости

Как в Казахстане заработать на спецодежде

Опыт предпринимательницы из Караганды

Карагандинская предпринимательница считает, что отечественная легкая промышленность остановилась в своем развитии, а вся продукция швейных фабрик и цехов сводится лишь к выпуску спецодежды и получению госзаказа. О том, есть ли выход из производства униформ, «Курсиву» рассказала директор карагандинской швейной фабрики.

Спецзаказ для отрасли

Швейным делом Людмила Мартюхина занялась 23 года назад, когда ателье, в котором она тогда работала экономистом, оказалось на грани закрытия.

Сначала предпринимательница перепродавала ткани: привозила их из ОАЭ и торговала ими на карагандинском рынке. Но довольно скоро поняла, что зарубежную продукцию легче перерабатывать, чем реализовывать. Тем более что бывшее ателье пустовало, а швеи были без дела.

«В первое время работали над индивидуальными заказами – шили, как было принято в советское время. Постепенно покупатели ушли в магазины, где уже появилась приличная одежда. А к нам стали поступать заказы от организаций на пошив спецодежды», – рассказала «Курсиву» Мартюхина.

В 2001 году предпринимательница открыла ТОО «Тандем XXI», которое действует и по сей день. Предприятие продолжает работать над униформой для медиков, полицейских, железнодорожников, школьников. Как признается директор ТОО, именно пошив спецодежды и спасает сегодня отечественную легкую промышленность.

«Все наши швейные предприятия от Шымкента до Нур-Султана «сидят» на спецодежде, которая обеспечивает нам госзаказ и участие в тендерах. А это значит, что у фабрики будет стабильный приток финансов, как следствие, заработная плата работникам. Поэтому всем выгодно шить форму для работников тех или иных организаций», – утверждает Мартюхина.

Даже сырье из Поднебесной

По словам предпринимательницы, даже сырьевая база в Казахстане рассчитана на спецодежду. В республике до сих не наладили производство ткани для товаров народного потребления.

В этом плане на шаг впереди Казахстана находится Узбекистан, который давно наладил выпуск ткани.

Также, по мнению Людмилы Мартюхиной, быстрыми темпами развивается легкая промышленность в Кыргызстане, где, кстати, тоже нет своей сырьевой базы. Но в Киргизии дешевая рабочая сила. Что же касается Китая и Турции, то они давно уже вне конкуренции. В Центральном Казахстане, по словам карагандинской предпринимательницы, швеи тоже немного зарабатывают, но это в сравнении с местными предприятиями.

«Поэтому, несмотря на скромную оплату труда, наших швей тяжело назвать дешевой рабочей силой. Тем не менее найдется немного желающих идти на работу в швейные цеха. Мы из положения выходим лишь благодаря тому, что три года назад открыли свой учебный центр, в котором в течение четырех месяцев готовим мастеров. Таким образом, частично проблема кадров была решена», – отмечает Мартюхина.

Возвращаясь к вопросу о сырьевой базе, предпринимательница подчеркивает, что даже нитки и пуговицы ей приходится привозить из Китая.

«Несколько лет назад ткани пробовали выпускать в Шымкенте, но со временем и там переориентировались на спецодежду. Что же касается пошива для массового потребителя, то, конечно, нам бы хотелось расширить линейку. Однако надо учитывать, что мы проиграем в ценовой политике», – считает карагандинская швея.

И в первую очередь отечественные мастерицы уступят китайским коллегам, которые стараются всегда и во всем демпинговать. Снижать же цену на товар казахстанским предприятиям невыгодно, так как его себестоимость будет гораздо выше китайской. И снова все дело в сырье. Поэтому, как считает Мартюхина, казахстанская легкая промышленность сегодня остро нуждается в предприятии по производству тканей.

«Такие небольшие фабрики, как наша, финансово не потянут столь масштабный проект. А между тем почему бы, если Узбекистан и Кыргызстан смогли поднять данную отрасль, и нам не попробовать?» – задается вопросом Людмила Мартюхина.

Несмотря на узкую линейку продукции и относительно небольшой доход, директор ТОО «Тандем XXI» занялась расширением производства. Для начала предпринимательница решила построить большую швейную фабрику. Правда, работа несколько затянулась, потому как Мартюхина обходится своими средствами и кредиты на строительство не берет. Предпринимательница считает, что у отечественных банков и фондов поддержки бизнеса высокие ставки. Поэтому фабрика строится на прибыль от ТОО. Но Людмила Мартюхина надеется уже вскоре открыть свое предприятие, в котором она решила начать шить одежду на разный вкус соотечественников.