Когда в Казахстане легализуют марихуану
На Евразийском медиафоруме обсудили тему легализации марихуаны – высказываний против было мало. За несколько дней до этой дискуссии в МВД РК заявили, что декриминализуют ст. 296 УК – ту ее часть, где речь идет об употреблении наркотиков и изготовлении без цели сбыта.
Исключить из Уголовного кодекса и перенести в Административный собираются такие проступки, как немедицинское потребление наркотиков в общественных местах, незаконное изготовление, переработку, приобретение и хранение, перевозку без цели сбыта наркотиков в крупном размере. По мнению представителей МВД, «декриминализация позволит высвободить необходимые силы и средства спецподразделений для решения более серьезных задач». Новость о декриминализации в обществе обсуждалась параллельно с предположениями, о чем пойдет речь на заявленной в рамках Евразийского медиафорума дискуссии о легализации марихуаны. Об этом пункте программы медиафорума знали даже таксисты и «по секрету» сообщали своим пассажирам.
Без печенья на темной стороне
«Я в детстве конопляные семечки горстями ел, и никто мне слова не говорил. А потом оказалось, что конопля – это наркотик», – рассуждал пожилой водитель потертого временем жигуленка. «Слышал от студентов, что перед обсуждением этой темы на медиафоруме будут специально конопляное печенье раздавать», – с чувством причастности к чему-то таинственному полушепотом рассказывал преподаватель одного из вузов.
При таких обстоятельствах следовало ожидать, что на сессии Евразийского медиафорума под названием «Нелегальное легально: марихуана в открытом доступе» буквально будет яблоку упасть негде. Ведь ранее на эту тему в Казахстане публично предпочитали не говорить.
Но ажиотажа не случилось. В зале заседаний медиафорума было достаточно много свободных мест. Сама же последняя сессия XVI Евразийского медиафорума больше напоминала некое шоу, устроенное с целью развеять страхи перед возможной легализацией препаратов из конопли с содержанием психоактивных каннабиноидов. Главный довод – их производство и употребление могут быть контролируемыми.
Слово за слово
Первым о легализации марихуаны высказался политик с медицинским образованием, глава управления медицинского каннабиса Сент-Винсента и Гренадин Джеррол Томпсон. Сенсации не произошло. Представитель не самого богатого островного государства в Карибском море, гостям которого в течение нескольких десятилетий неофициально, а с декабря 2018 года на вполне законных основаниях предлагают «пить, курить и отдыхать», сразу же заявил, что их страна отошла от старого мышления о каннабисе.
«Сейчас с точки зрения медицины стоит вопрос, как продавать, как использовать и как сделать его для пациентов доступным, безопасным и эффективным», – подчеркнул Джеррол Томпсон.
К числу стран, где легализована марихуана, относится и Словения. Этим обстоятельством во многом и объясняется положительное отношение профессора кафедры фармацевтической биологии Люблянского университета Борута Штрукеля к использованию каннабиса. Правда, исключительно в медицинских целях.
«На самом деле конопля – это прекрасное с точки зрения медицины растение! Важно только регулировать ее выращивание в качестве исходного сырья для специализированных медикаментов. И в этом весь вопрос! То, что касается восстановления ее в правах, – уже тема для дискуссий в парламентах разных стран. Они могут говорить о работе с ней, об НДС, о налогообложении и так далее. В конечном итоге это такая же история, как и в случае с производством сигарет и алкоголя», – заметил Борут Штрукель.
Отвечая на вопрос о возможном злоупотреблении психоактивными средствами из конопли, он с мастерством демагога доказал, что и вода может навредить, если выпить 15 литров за полчаса. По уверению профессора Штрукеля, важно лишь соблюдение меры и достаточно жесткий контроль со стороны врачей, большинство из которых знают, что марихуана помогает при лечении раковых заболеваний, эпилепсии и склероза.
Доводы в пустоту
Точка зрения казахстанского психотерапевта из Центра лечения неврозов и болезни Альцгеймера Жибек Жолдасовой потерялась на фоне выступления двух первых спикеров, хотя ее замечания были не менее важны.
«На самом деле каннабис убирает только симптомы того или иного заболевания. Есть еще патогенетическое и патофизиологическое его воздействие на организм. То есть когда лекарственное вещество воздействует на механизм развития болезни. И есть этиотропное лечение, когда устраняется причина, и человек выздоравливает. Например, при воспалении легких назначаются антибиотики, которые убирают инфекцию. А вот уровень действия каннабиса является симптоматическим. Заявления о том, что препараты из каннабиса воздействуют и на другие механизмы лечения, не имеют хорошей доказательной базы», – подчеркнула Жибек Жолдасова, которую зал явно слышать не хотел.
Замечание Жолдасовой о том, что приобщение к психотропным веществам в основном идет в подростковом возрасте, и поэтому необходимо ставить еще более жесткий контроль на продажу каннабиса, чем при торговле алкоголем, прозвучало практически в пустоту.
Зато зал заметно оживился, когда слово дали основателю канадской ритейл-сети New Leaf Cannabis Ангусу Тэйлору. Напомним, что Канада стала первой страной из G7, легализовавшей марихуану. Тейлор признал: существующий в стране регламент по продаже марихуаны не исключает ее использования не по медицинскому назначению.
«Наша компания внимательно следит за тем, как используется каннабис. Своим покупателям в наших магазинах мы даем консультации, как употреблять марихуану безопасно, как хранить ее вдали от детей. Нам нельзя давать рекламу своей продукции. Проходящие мимо наших магазинов люди не могут видеть через окно, что у нас продается», – поделился своим опытом торговли марихуаной Ангус Тэйлор.
С точки зрения пожарного
Доводы в пользу легализации в целом вызывали более активную реакцию зала. Пожарный из Вашингтона Уилл Джонс III в Алматы приехал в качестве партнера по коммуникациям и международным связям альянса Smart Approaches to Marijuana (Разумные подходы к марихуане. – «Курсив»). В Штатах эта влиятельная организация известна тем, что выступает против легализации любых видов наркотиков, а потому и нравится не всем.
«Наша организация не согласна с утверждениями о пользе легально использующей каннабис восстановительной медицины. В тех штатах Америки, где уже легализовали марихуану в медицинских целях, вызывает обеспокоенность увеличение случаев вождения автомобиля под воздействием препаратов из нее. Мы видим и коммерциализацию этого процесса. Появились плакаты и билборды с рекламой марихуаны. Мы также знаем, что известные табачные и алкогольные компании инвестировали миллионы долларов в производство продуктов с каннабисом. Коммерческая индустрия хочет заработать сотни миллионов, привлекая к своим рекламным кампаниям не только взрослых, но и подростков, желая получить пожизненных пользователей. Необходимо ответственно подходить к вопросу о марихуане», – заявил Уилл Джонс III.
При этом он заметил, что в тех американских штатах, где уже легализовали каннабис, количество магазинов, торгующих марихуаной, превысило число ресторанов MacDonald’s и Starbucks вместе взятых.
Высказаться до конца представителю альянса Smart Approaches to Marijuana не дали – ему начали активно возражать сторонники легалайза. По их словам, если существует эффективный контроль над производством продуктов из каннабиса, а также понимание опасности чрезмерного использования марихуаны в индустрии развлечений, то особых причин для беспокойства нет.
Последняя сессия Евразийского медиафорума носила скорее увеселительный эффект, и явных выводов, почему в стране начали обсуждать тему легализации, сделать не позволила. Возможно, у государства действительно есть отдаленные планы узаконить выращивание марихуаны в медицинских целях и занять свое место на мировом рынке легальной марихуаны, но это только предположения. Хотя, если верить утверждениям людей, мечтающих возродить в стране культивацию конопли, использование возможностей одной только Чуйской долины может принести до $1,5 млрд дохода.
Многие из наблюдавших за дискуссией делегатов медиафорума и представителей СМИ ожидали реакции на злободневную тему со стороны Дариги Назарбаевой. Но председатель сената парламента Казахстана, внимательно выслушав рассуждения спикеров о легализации марихуаны, свою точку зрения предпочла оставить при себе. Не стала она отвечать и на вопросы журналистов.