Как приехать в Алматы с $1200 в кармане и открыть свое дело
В формуле успеха семейного бизнеса много составляющих: надежные партнеры, качественное сырье, удачный брак и крепкие семейные отношения. На собственном примере это доказывает казахстанский бизнесмен с грузинским паспортом Хусейн Абилов.
В Турцию от войны
В Караганде предприниматель поделился с коллегами секретами успеха на нетворкинг-конференции, посвященной вопросам развития личного бренда.
Свой первый бизнес Хусейн Абилов, строитель по профессии, начал развивать в Украине. С этой страной предпринимателя связывают 11 лет жизни. Но когда обстановка в Донбассе перестала быть стабильной, он начал подумывать о переводе инвестиций в Турцию.
«В Богазкенте мы открыли трехэтажный магазин и там начали покупать футболки, майки, штаны, все, что необходимо рядовому туристу, – рассказывает бизнесмен. – В 2014-м ко мне приехали мои давние знакомые из Казахстана. У меня всегда тут было много друзей, поскольку мои предки были переселены в 1937 году в Южный Казахстан. Они предложили мне переехать в Астану».
Знакомые Хусейна утверждали, что в казахстанской столице неплохие перспективы для бизнеса – активные, предприимчивые люди всегда смогут там хорошо заработать. Он решил отправиться в Казахстан, имея в наличии лишь $1200.
И дело, и чувства
Поначалу гостю столицы все нравилось. Но потом стали заканчиваться заработанные в Турции деньги, наступали холода, а у, как он сам про себя говорит, «горячего кавказского парня» даже теплой одежды с собой не было. Он поселился в самой дешевой гостинице, открыл фирму по дизайну интерьера.
«Первое, что я делал, – это как можно больше знакомился с людьми, в магазинах стройматериалов, в маршрутках, автобусах, предлагал свои услуги. Вскоре мой бизнес перешел на иной уровень, я открыл свою строительную компанию», – делится предприниматель.
В 2017 году Хусейн решил обзавестись семьей и со своей супругой Жанной начал заниматься новым делом. С 2008 года предпринимательница реализовывала изделия из кашемира, изготовленные из шерсти монгольских горных коз. Два года назад у нее были свои бутики в Астане и Алматы и примерно 5 тыс. клиентов.
«Мы произвели полный ребрендинг компании, – говорит Хусейн Абилов. – Во-первых, изменили название марки на аббревиатуру, включающую начальные буквы имен всех членов семьи. Затем начали думать, как продвигать бренд на новый уровень. Для начала определились с целевой аудиторией – это состоятельные люди от сорока лет. Участвовали во всех выставках, фэшн-показах, деловых завтраках. Но работа не шла».
Плевать на запятые
По словам Хусейна, индустрия продвижения чаще работает по избитым шаблонам, которые не дают результатов.
«Мы пригласили в нашу компанию десять человек, открыли YouTube-канал. Как вы думаете, сколько подписчиков они набрали за три месяца? 16 человек!» – говорит предприниматель.
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда хозяева бизнеса самостоятельно взялись за свое продвижение в соцсетях. Снимали ролики, писали посты, рассказывали как можно больше, и не только о своей продукции, но и о повседневных вещах, о себе. Хусейн рассказывает, что не боялся негативных комментариев и высказываний о том, что он ничего не смыслит в пунктуации. Именно открытость, по его словам, и стала главным козырем разнообразных постов в интернет-пространстве. Через полтора месяца на том же YouTube-канале у них было уже 1800 подписчиков.
«Жанна давно мечтала о собственном производстве. Конечно, наладить выпуск кашемира в Казахстане почти невозможно, у нас нет собственного сырья. В то время как на предприятии в Монголии уже наработанные технологии, постоянные источники. Шерсть получают путем вычесывания, потом сортируют по цвету, что позволяет получать трикотаж без красителя. Из этого материала фабрика по нашим лекалам делает готовые изделия», – говорит Хусейн Абилов.
Отказ – это тоже возможность
Но супруги-компаньоны все-таки открыли свой пошивочный цех. Параллельно с продажей кашемира они наладили выпуск изделий из верблюжьей шерсти: пояса, наколенники, повязки, жилеты. Проблема возникла лишь с получением сертификата на товары.
«Оказывается, для нашего государства это огромная проблема – выдать сертификат для предприятия, чтобы оно платило налоги, зарплату сотрудникам и так далее. Я по этому поводу с «Атамекеном» все время конфликтую, с «Даму» тоже», – делится бизнесмен.
Нелегко, но все же предпринимателям удалось внедриться на рынок с новой продукцией. В результате сейчас изделия из верблюжьей шерсти продаются в 58 аптеках Астаны и Алматы.
Но самый наглядный пример того, как неудачи в бизнесе могут оказаться только на руку, произошел с супружеской четой в Милане. Туда Хусейн и Жанна отправились по предварительной договоренности с местным модным павильоном, чтобы выставить там свою продукцию. Но уже по приезде хозяин павильона, не объясняя причин, отказал предпринимателям из Казахстана.
«Тогда мы с женой взяли огромные сумки, обошли все show room (демонстрационные залы. – «Курсив») Милана, выбрали самый крутой и там продемонстрировали свои изделия», – говорит предприниматель.
По словам Хусейна Абилова, теперь их семейная компания реализовывает свой трикотаж в России, Беларуси, Украине, Польше, на Кипре и в Италии.
По его мнению, что бы ни случилось, нужно всегда стремиться проявлять себя. В бизнесе иногда больше важен собственный опыт, нежели чужие рекомендации. За узнаваемость марки каждый предприниматель несет личную ответственность. А раскрученное название можно использовать в любой сфере.
«Если я открою ресторан, то я уже не назову его «Хусейн», как хотел раньше, я дам ему имя семейного бренда», – делится предприниматель.