За 2018 год план поступлений налоговых сборов и обязательных платежей не исполнен по 23 из 89 позиций на сумму 255 млрд тенге. В том числе не исполнены поступления по корпоративному подоходному налогу на 68 млрд тенге, налогу на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории Казахстана на 97 млрд тенге. На 72%, или на 83 млрд тенге, увеличилась в 2018 году по сравнению с прошлым годом сумма недоимки и составила 198 млрд тенге.
Такие данные озвучил сегодня депутат мажилиса Серик Кусаинов при обсуждении отчета правительства об исполнении бюджета на 2018 год на пленарном заседании палаты. При этом, по его словам, авансовые налоговые платежи относительно 2017 года выросли на 111 млрд тенге, несмотря на запрещающий приказ министра финансов.
«Почему до сих пор продолжаются эти авансовые изъятия? Такие показатели работы органов госдоходов тяжело назвать даже удовлетворительными», – сказал парламентарий.
Его поддержал спикер палаты Нурлан Нигматулин.
«Тема авансовых платежей поднимается из года в год. Откровенно говоря, только под нажимом депутатского корпуса и настойчивости счетного комитета был сделан этот приказ министра (которым территориальным органам госдоходов предписывается исключить практику исполнения доходной части бюджета за счет внесения налогоплательщиками авансовых платежей по налогам. – Kursiv). Но, несмотря на этот приказ, авансовые платежи выросли на 111 млрд тенге по сравнению с предыдущим годом», – сказал он.
В ответ министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что в прошлом году исполнение доходной части бюджета превысило план на 130 млрд тенге, или на 17%. В прошлом году налоговые поступления увеличились на 846 млрд тенге, или на 17,5%. В частности, в результате улучшения налогового и таможенного администрирования в прошлом году дополнительно поступило в бюджет 372 млрд тенге, в текущем году поступит более 800 млрд тенге.
Между тем рост авансирования НДС он связывает с методологией, с тем, что НДС к зачету превышает НДС к начислению.
«Чтобы здесь также ситуацию улучшить, опять же у нас в рамках цифровизации минфином проводится пилот по внедрению администрирования НДС с применением технологии блокчейн. В этом году с банками и крупными налогоплательщиками реализуем. В этом году мы пилот завершим, в следующем году планируем это уже широко внедрять. Это позволит улучшить прозрачность администрирования НДС и быстро возвращать НДС к возврату», – сказал глава минфина.
На что Нигматулин рекомендовал менять методику.
«Мы видим, Алихан Асаханович (Смаилов, глава минфина. – Kursiv), с момента вашего прихода наводится порядок. Еще раз говорю, приказ этот появился, территориальным органам хоть есть установка. Как заканчивается квартал полугодия, ведь руки выкручиваете, начиная с регионов, заканчивая центром.
Теперь нужно сделать следующий шаг – методику, то, о чем мы говорили. Методику надо менять. Когда вы приступите к этой работе? Из 1 трлн 755 млрд тенге корпоративного дохода, собранного в прошлом году, 203 млрд тенге – переплата авансовая. Что ты за монстр такой, министра не слушаешь. Приказ сделал министр – исполняй. Вам запретили территориальным органам, зачем вы лезете туда?» – переадресовал он свой вопрос председателю Комитета государственных доходов Марату Султангазиеву.
«По методике платежей хорошо, к работе приступим. Методикой будем заниматься», – пообещал Султангазиев в ответ.