Новости

В Атырауской области от неизвестной болезни погибло более двух тысяч овец

Почему это произошло

В Атырауской области от неизвестной болезни пало более 2 тысяч голов овец эдильбаевской породы, принадлежащих племенному хозяйству. Местные ветеринарные службы считают, что животные погибли от оспы, за что полагается компенсация от государства. Однако республиканская ветеринарная лаборатория не подтвердила этот диагноз.

За два месяца

«Овцы начали гибнуть в марте этого года. В начале апреля мы сообщили районным ветеринарам. Они осмотрели животных и пришли к заключению, что это оспа. И рекомендовали нам срочно провести вакцинацию скота от этой болезни», – сообщил в интервью «Курсиву» руководитель овцеплеменного крестьянского хозяйства «Суюндук» Бауыржан Исакулов. По его словам, предприятие на свои средства приобрело 23,6 тыс. вакцин, а вакцинацию провели специалисты районной ветеринарной службы. 

«Однако в течение двух месяцев скот продолжал гибнуть. Надо отметить, что это было время окота. К сожалению, помимо 511 овец мы потерли более 1,5 тыс. ягнят. В общей сложности на сегодняшний день погибло около 2,1 тыс. животных», – пояснил предприниматель. 

По его словам, если учесть все расходы в связи с гибелью животных, хозяйству причинен ущерб в размере 100 млн тенге. Он говорит, что сейчас нет такого поголовного падежа скота, как было в самом начале. Только ягнята продолжают гибнуть.

«Недавно мы закупили еще 14,3 тыс. вакцин для проведения повторной вакцинации. Хотя точную причину гибели животных так и не определили. Вначале ветеринары взяли пробы крови и отправили в республиканскую лабораторию. Но оттуда пришел ответ, что никакая это не оспа. Возникает вопрос, почему тогда нам велели делать инъекции от оспы?» – удивляется Бауыржан Исакулов.

По его словам, ТОО «Суюндук» – самое крупное крестьянское хозяйство в Атырауской области, где к периоду зимовки поголовье скота вместе с приплодом достигает 10 тыс. голов.

На вопрос, все ли в порядке на других животноводческих фермах, расположенных поблизости, собеседник «Курсива» предположил, что у других животноводов тоже возможно был падеж скота. 

«Потому что, когда я закупал вакцины, ветеринарные провизоры спрашивали, что у нас в «Суюндуке» происходит, животноводы уже закупили 60 тыс. вакцин», – рассказывает Бауыржан Исакулов. У других фермеров тоже гибнет скот, но не в таком количестве. «Погибло, например, пять-шесть голов, прокололи. Остановился падеж и все. Никому об этом не сообщили», – говорит он.

Бауыржан Исакулов отметил, что крестьянское хозяйство обеспечивает работой 60 человек, еще 40 нанимаются на сезонные работы. И ежегодно в районную казну оно платит налоги в размере 24 млн тенге.

«У нас скота погибло на 60–70 млн тенге. Практически за два месяца хозяйство потеряло свой годовой доход», – считает бизнесмен. Он подчеркнул, что раньше такой вспышки болезни, которая привела бы к массовой гибели скота, не происходило. «Нам бы очень помогло, если бы, наконец, определили болезнь и выплатили компенсацию за гибель скота. Если подтвердится, что это оспа, то нам положена компенсация в размере 8 тыс. тенге за каждого погибшего ягненка, 26 тыс. тенге – за каждое взрослое животное», – говорит Бауыржан Исакулов.

Сейчас предприятие закупило препараты и готовится провести дезинфекцию. 

Уверен на все 200%!

Между тем начальник отдела ветеринарии Курмангазинского района Алимбай Абдрахманов говорит, что о вспышке заболевания в крестьянском хозяйстве «Суюндук» узнал только в начале мая и то случайно.

«Я узнал о гибели скота, когда ехал по служебным делам в соседнее село Балкудук. Тогда мы вместе с двумя моими коллегами поехали на место происшествия и провели осмотр. После чего пришли к заключению, что это оспа, и рекомендовали провести вакцинацию», – говорит г-н Абдрахманов.

По его словам, для проведения анализа и установления окончательного диагноза пробу крови 11 мая отправили в республиканскую ветеринарную лабораторию. Но оттуда пришел ответ, в котором специалисты не подтвердили наличие вирусов оспы в пробах. Но и причину гибели скота они не назвали.

«Я работаю ветеринаром еще с 1980-х годов и встречался с этой болезнью. Вроде бы все симптомы говорят об этом. Но все же лаборатория не выявила этого. Однако непонятно одно. Если это не оспа, то почему после нашей вакцинации падеж скота прекратился?», – удивлен Алимбай Абдрахманов.

При этом ветеринар пояснил, что компенсацию за погибший скот государство выплачивает только при подтверждении диагноза оспы.

Вместе с тем собеседник «Курсива» отметил, что общая информация по погибшим животным не совсем точна. По его предположениям, погибло якобы не 2,1 тыс., а чуть больше 1,1 тыс. голов скота.

«По взрослым овцам сейчас гибели нет. Только ягнята еще не до конца оправились и некоторые погибают. Если бы мы не провели вакцинацию, то 80% скота потеряли бы», – уверен Алимбай Абдрахманов.

Он отмечает, что в советское время ежегодно проводилась вакцинация скота, а сейчас ее проводят только тогда, когда болезнь фиксируется и подтверждается лабораторно, и потом уже выделяются средства на покупку вакцины и проведение вакцинации.