Новый свет, новые костюмы, новая сценография, а главное новое видение — больше чувств и ярче эмоции героев. Пожалуй, в этой постановке знаменитая опера Петра Ильича Чайковского будет интересна не только поклонникам, но и тем, кто ранее никогда не интересовался этим театральным искусством
«Пусть моя опера будет не сценична, пусть в ней мало действия, — но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет», писал П. И Чайковский. Именно эта горячая и страстная увлеченность композитора, придает опере особое обаяние искренней непосредственности, свежести и теплоты выражения. Однако с момента написания оперы прошло около 140 лет. И молодому поколению зрителей не всегда просто воспринимать архаичные постановки.
Над обновлением «Евгения Онегина» работала международная команда профессионалов – режиссер Ирана Лычагина из Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, художник-постановщик из Москвы Карина Автандилова, художник по свету из Швеции Кевин Вин-Джонас и видеохудожник из Латвии Инетыа Сипунова. В премьерные дни на сцене вместе с лучшими солистами Театра оперы и балеты Абая свои партии исполнили известные оперные артисты из Беларуси, России и Армении.
Самое главное этой команде удалось вдохнуть в оперу новую жизнь, но в то же время остаться в рамках классической постановки. То есть, в отличие от той же «Кармен», на сцене не будет ни современных костюмов, ни мотоциклов, ни прочих атрибутов дня сегодняшнего. Но в лучших тенденциях современного театрального искусства не будет громоздких декораций. Минимализм, аллегории – это то, на что опиралась Ириныа Лычагина: «Зрителям и слушателям не стоит ждать от нашего спектакля псевдоисторического правдоподобия. Нас интересует правда, а не правдоподобие, правда человеческих чувств. Внутренний мир героев – это и есть основное содержание оперы и именно в этих «движениях души», в несовпадениях, нечувствованиях, непониманиях – основные составляющие ее конфликта.
Собственно, история героев оперы, — вне времени, вне эпохи. Это просто человеческая история. Каждый, сидящий в зрительном зале, может обнаружить в этой истории себя, каждое поколение по-своему отражается в зеркале, именуемом «Евгением Онегиным» Чайковского. И сегодняшние зрители и слушатели найдут в «Онегине» нечто близкое только им».
Поэтому на сцене на сей раз основной упор делался не только на исполнение оперных арий, но и на актерскую игру. Финальная сцена, последнее объяснение Онегина и Татьяны насколько завораживает яркими и искренними эмоциями, что на какой-то момент в ты в принципе забываешь о том, что ты в театре. Актерская игра просто захватывает. Заставляя зрителя полностью погрузиться в мир чувств героев.
Кроме того, опера позволяет несколько иначе взглянуть на Евгения Онегина. Андрею Трегубенко и Эмилю Сакавову, исполнявшим его партию в дни премьеры пришлось проделать грандиозную работу, чтобы по-новому показать героя, партию которого они исполняют уже не одно десятилетие. И им это действительно удалось. Впервые Онегин вышел из тени Ленского. Его оперный образ стал более глубоким, продуманным…
Сценография на сей раз не просто создает фон для артистов, но и несколько смещает акценты повествования. В сущности, все действие спектакля, за исключением сцены дуэли, проходит в яблоневом саду. Весеннем солнечном и ярком в первом акте и пожухшем осеннем во втором. Любовь Татьяны расцветает яблоневым цветом, который увядает после жесткого объяснения с Онегиным. Кроме того, на сцене практически всегда есть яблоки. С них все начинается и ими же заканчивается повествование. Герои держат их в руках, кидают друг другу. И это очень аллегорично. Яблоко – это запретный плод, символ грехопадения. И в то же время — символ любви и свадебный символ, олицетворяющий предложение руки и сердца. Оно символ познания и мудрости и оно же символ раздора. Да и говоря о метком попадании в цель, зачастую говорят – « в яблочко». Так что знатоки символики и легенд народов мира получат отдельное удовольствие именно от отслеживания этих аллегорий.
Декорации, как я и писала выше очень минималистичны. По сути это рамки, которые делят сцену на несколько планов углубляя. Кроме них в спектакле активно используются свет и проекции, что тоже значительно расширяет пространство. К примеру, свое письмо Татьяна пишет в окружении звезд. А эмоциональный фон героев отражает ветер в ветвях деревьев. Еще один интересный ход – декорации меняются прямо на глазах у зрителя. Это тоже добавляет спектаклю некую пикантность.
В целом, опера, несомненно, станет открытием как для поклонников классической постановки, так и для тех, кто никогда ее не слышал ранее. К сожалению ее представили публике под закрытие нынешнего театрального сезона, но у тех, кто не сумел попасть на премьеру, есть прекрасная возможность запланировать поход на «Евгения Онегина» в следующем сезоне.