Инвестиции

В Казахстане появился первый виртуальный сотовый оператор

На сайте MVNO-оператора говорится, что izi работает в режиме бета-тестирования

Оператор izi принадлежит ТОО «Кар-Тел», которое владеет брендом Beeline в Казахстане. Об этом упоминается в публичном договоре оказания услуг сотовой связи.

«izi – это мобильный цифровой оператор, который отличается от классических операторов тем, что весь сервис предоставляется онлайн. Мы используем мобильное приложение вместо офисов обслуживания, а чат-поддержку вместо Call-центров. Просто скачай приложение izi на смартфон и ты станешь нашим клиентом. Подключение, управление услугами и весь остальной сервис – через мобильное приложение izi. Сейчас izi находится на этапе бета-тестирования. Это значит, что izi уже нужно пользоваться, но возможны некоторые нюансы», – уточняется на сайте оператора.

Пресс-служба Beeline рассказала «Интерфакс-Казахстан», что пилотный запуск мобильного оператора состоялся 19 июня 2019 года. «По данным оператора, интернет, звонки и SMS предоставляются без ежемесячной абонентской платы и срока действия. Вместо офисов обслуживания, как отмечает мобильный оператор, используется мобильное приложение, вместо call-центров – чат-поддержка», – цитирует «Интерфакс» оператора.

Прямые конкуренты izi скептически восприняли новость о появлении в Казахстане виртуального оператора, отмечая, что нарастить абонентскую базу сегодня сложно, даже за счет ценовых войн, ведь стоимость услуг стремится к себестоимости.

«izi вышел в один из самых дорогих маркетинговых каналов – в прямые продажи, – сказал председатель совета директоров АО «Фридом Финанс», член совета директоров АО «Кселл» Тимур Турлов. – При этом рынок и так находится на ценовых минимумах: связь дешевая, у сотовых операторов низкая маржа, а ценовая конкуренция сошла на нет».

Участники рынка говорят о том, что дифференциация izi непонятна: при нулевой силе бренда izi стоимость привлечения клиента обещает быть заведомо выше, чем у самого «Билайна», и задаются вопросом: как оператор izi собирается быть прибыльным, если зарабатывать все сложнее самой инфраструктуре и сотовым операторам с сильными брендами?

Об этом же говорят аналитики, ссылаясь на то, что в 2019 году телекоммуникационный рынок вошел с довольно скромными показателями по темпам роста, собрав за 12 месяцев выручки в районе 730 млрд тенге (рост к прошлому году 2,4%). Мобильная связь, интернет и прочие телекоммуникационные услуги концентрируют 80,65% выручки отрасли (587,7 млрд тенге). При этом аналитики не уточняют, что падение прибыли в отрасли – «драматическое», несмотря на гигантские объемы выручки.

«На снижение темпов роста доходов влияют такие факторы, как насыщение рынка и стремительное замещение классических услуг OTT-сервисами: интернет-телефонией, интернет-телевидением», – высказала свою точку зрения директор представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко.

По ее данным, до 2013 года темпы роста на казахстанском рынке были весьма высоки – они не падали ниже 7,5%. «Но с 2014 года резко пошли на снижение, а в 2016 году мы даже увидели стагнацию. В целом последние годы недвусмысленно говорят о том, что телеком-рынок вышел на плато – с 2015 года вырос всего на 6,5%. Если сравнивать доходы, которые сгенерировал рынок в 2018 году, с 2017 годом, то рост составил 2,4%. Это в 1,7 раза меньше, чем рост экономики Казахстана (в 2018 году она выросла на 4%). Причем до середины 2018-го показатель роста доходов телекома выглядел весьма многообещающе – около 6%», – добавила Черненко.  

Что касается северного соседа Казахстана, то у них в плане развития виртуальных операторов дела обстоят гораздо лучше. По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2018 года абонентская база всех российских MVNO-операторов приблизилась к отметке в 10 млн. При этом в 2018 году рынок MVNO вырос как минимум на 20%.