Специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) ЗКО пытается снизить конфликтность в среде предпринимательства, используя институт медиации. Ежегодно СМЭС рассматривает не менее 5 тысяч дел с участием бизнеса, и это число растет. Одно из новшеств – участникам процессов стали направлять извещения – конфликт можно решить без суда.
Львиная доля поступающих сегодня исков посвящена спорам в сфере госзакупок, договорным и земельным обязательствам, сообщили в СМЭС на запрос «Курсива». В 2018 году иски субъектов бизнеса были удовлетворены по 2 815 делам, но отказано в удовлетворении по 875 спорам. Предприниматели обжаловали решения по 153 делам. За четыре месяца 2019 года иски удовлетворены по 464 делам, а по 148 делам субъектам бизнеса отказано.
«Ошибки в ходе судебных процессов чаще всего допускают предприниматели. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то самая большая проблема – юридическая неграмотность. Люди не могут собрать доказательную базу, обосновать заявленные требования», – сказал «Курсиву» председатель СМЭС Исатай Сматов, комментируя показатели своего ведомства.
Высокая конфликтность в бизнес-среде оказалась буфером в продвижении и развитии института медиации. Если прежде бизнес неохотно шел к медиаторам – там нужно больше платить, к тому же эти решения не всегда исполняются, то за четыре месяца 2019 года СМЭС вынес 17 мировых соглашений и 62 медиативных решения. В прошлом году их было всего 19.
«Это те барьеры, которые препятствуют развитию этого института. Нет фиксированной суммы услуг медиаторов: один может попросить три тыс. тенге, другой пять или десять. Услуги суда, то есть госпошлина, гораздо дешевле услуг медиаторов», – заметил Сматов.
Спикер также сообщил: МСЭС применяет сегодня досудебную и судебную медиации, работают судья-примиритель, профессиональные и общественные медиаторы. Но механизм требует доработки. Например, если решение суда можно привести в исполнение через судоисполнителя, то соглашение медиатора в случае неисполнения придется все равно отстаивать через суд.
Хотя уже внесены дополнения в законодательные акты по вопросам усиления защиты прав собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации судебной системы. Например, если медиативное соглашение не исполнятся, можно обратиться с заявлением в суд, и там выпишут исполнительный лист.
«Этот процесс еще и ускорили – суд может рассмотреть неисполнение медиативного решения в течение трех дней. Сбор доказательств, их исследование, вызов сторон при рассмотрении в суде невыполненного медиативного соглашения не нужны», – сообщил председатель суда.
По его словам, сегодня задача судов – снизить конфликтность в среде предпринимательства, опираясь в том числе и на опыт развитых стран. Поэтому если тема иска позволяет, то споры перенаправляют медиаторам.
«К примеру, за рубежом идти в суд – непозволительная трата времени и затратное занятие: там очень высокие госпошлины. И суд может годами рассматривать одно дело. Там от 80 до 90% споров решают медиаторы. Лучше договориться, уступить, сохранить деньги и время. Важным также считается сохранить партнерские отношения. В суды обращаются в исключительных случаях», – сообщил Сматов.
К слову, в ходе судебных споров в 2018 году МСЭС ЗКО взыскал с субъектов бизнеса и юридических лиц 16,2 млрд тенге. Плюс по спорам госзакупок в доход государства перечислена неустойка в размере 42,4 млн тенге. В этом году – уже более 1, 2 млрд тенге. По госзакупкам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств в доход государства взыскано 136,6 млн тенге неустойки.
Справка
СМЭС ЗКО разбирает только споры между бизнесом, государством и другими структурами. В 2018 году суд рассмотрел 4 914 дел, из них с участием крупного и среднего бизнеса – 4 680. Из них по договорным обязательствам 911 споров, по взысканию задолженности по зарплате 86 дел, по страховым случаям 13 дел, по спорам о защите деловой репутации два дела, о защите прав и интелектуальной собственности – четыре. В 2019 году суд рассмотрел более 864 дел, с участием крупного и среднего бизнеса – более 818 дел.